«Палаты» всего за несколько лет из концепт-стора выросли до «галереи-исследователя» с уникальной подборкой авторов и региональных традиций, выставками и экспедициями.
Юлия Лобойко, основательница галереи «Палаты»
Ко всем визионерам
Юлия Лобойко, основательница галереи «Палаты»
Фото: Пресс-служба
Дизайн и архитектура
Юлия Лобойко, основательница галереи «Палаты»
Фото: Пресс-служба
Дизайн и архитектура

Как открыть русский стиль в дизайне и увлечь всех поиском национальной идентичности до того, как это стало мейнстримом

В 2020-м Юлия Лобойко запустила проект «Палаты» и заговорила об особом русском дизайне, вдохновленном языком, культурой, техниками. Сложная тема со временем стала трендовой, а «Палаты» из концепт-стора выросли до «галереи-исследователя» с уникальной подборкой авторов и региональных традиций, выставками и экспедициями.
Для всех посетителей «Палат» в Санкт-Петербурге и Москве обязательно проводят экскурсию, чтобы рассказать о локальном дизайне и функциональном искусстве. В галереях проходит в среднем три-четыре обновляющихся выставки в год.
В рамках поисков новых локальных авторов и техник, изучения быта и культуры русскоязычных людей «Палаты» практикуют исследовательские экспедиции. На сегодняшний день их было уже восемь.
Через «Палаты» проходят сотни заявок от художников, тем не менее работает команда в среднем с 25.
Вопреки всем сложностям с международным взаимодействием, которые переживают проекты из России, весной 2024 года «Палаты» приняли участие в BAD+ 2024, ярмарке современного искусства и дизайна в Бордо, и были единственной представленной на ней российской галереей.
Проект активно практикует коллаборации. Например, с петербургскими марками «Уста к устам», благотворительным фондом «Антон тут рядом» и парфюмерной компанией Nose. Вместе с архитекторами DA BUREAU была разработана модель кухни «Палаты».

Попасть в тренд. Хорошо ли?

«Визионеры — не те, кто предчувствует тренды, а те, кто их задает, — считает Юлия Лобойко.— Люди с очень сильной активной позицией, которые способны не только увидеть текущую ситуацию, но и просчитать ее на будущее». Юлия знает, о чем говорит.

Сегодня про поиски «нового русского» стиля или культурного кода говорят повсюду: это становится трендом, попавшим в настроение общества, а значит, для многих — удобным маркетинговым приемом, способом стать замеченным. Лобойко нащупала потребность общества в этом задолго до повального увлечения. Ее концепт-стор «Палаты», который на старте в 2020 (не самом простом) году большинство считало коммерчески недееспособным, на текущий момент — одна из лучших витрин, подтверждающих, что в России формируется особый язык дизайна, связанный с локальными традициями.

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба


К тому, что тема оказалась внезапно успешной и востребованной, Юлия относится с аккуратностью. С одной стороны, это помогло «Палатам» пережить сложные времена, которые начались у всех творческих институций в 2022 году. С другой — все, что становится популярным, массовым, теряет в качестве. «Палаты» ориентированы на поиск нового языка, тонко, не в лоб связанного с русской культурой и самобытностью. Одновременно вокруг так много довольно буквальных обыгрываний «русскости» и «идентичности», что тема в таком воплощении теряет глубину и рискует приесться, как все остромодное. «Необязательно, чтобы в предметах присутствовал ремесленный флер или фольклорные мотивы. Это ценно, только когда прошло через этапы фильтрации и осмысления художником», — говорит о подходе к отбору работ для «Палат» Юлия.

От премиального производства к поиску корней

По образованию Юлия филолог, переводчик, много работавшая на заре карьеры в международных компаниях. В какой-то момент она подключилась к семейной мебельной компании, позже создала свой проект — ателье «Палаты». «Наше производство прошло все стадии, от массмаркет-реплик до премиального сегмента. И хотя оно успешно и загружено на два года вперед, хотелось чего-то большего, — рассказывает об идее концепт-стора Лобойко. — Создать офлайн-площадку, отбирать мебель только российских брендов — все это в 2020-м многие называли коммерчески нежизнеспособным. Когда пошли первые публикации в СМИ, это казалось чудом. Я помню, мне позвонила наш пиар-менеджер и сказала, что нас взяли в печатный AD. И столько в этом было радости и неверия, что только после публикации я поняла, как сложно и малореально все это было».

За четыре года существования проект прошел путь от агрегатора предметов локального дизайна до галереи-исследователя с уникальной подборкой техник, авторов и региональных традиций. Одна из важных составляющих проекта — экспедиции по городам России. За последние пару лет сотрудники побывали в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Вологде, Казани, Пскове, Иркутске, Самаре и совершили большую поездку по родной для Юлии Кубани, откуда вернулись, не просто найдя новые контакты художников и новые объекты для галерей, но сняв фильм и «отчитавшись» выставкой «Палаты.Кубань» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба


«У нас в стране огромный неизрасходованный потенциал в сфере дизайна», — уверяет Юлия. Правда, тут же дополняет, что нужны огромные разнонаправленные усилия, чтобы все это превратилось в заметную отрасль. Изменения должны коснуться маркетинга, ретейла и в первую очередь менталитета пользователей. «Но надо сказать, менталитет сейчас как раз меняется — через общую повестку, насмотренность и тренд на "русскость"».

Локальное и мировое

Быть «галереей русского стиля» в современном мире сложно. Почти невозможно попасть на европейские выставки: заявки игнорируют или отклоняют. Непросто работать с международными заказчиками, хотя они, вопреки официальной повестке, есть и никуда не делись. К примеру, сейчас один из объектов заказан бюро Келли Уэстлер и отправляется в Лос-Анджелес.

Обычных усилий, которых еще пару лет назад было достаточно для того, чтобы, имея классный продукт, попасть на международные площадки, уже не хватает. Но здесь помогает гибкость: новые приемы, новые подходы, новые контакты, которые надо налаживать и поддерживать, — это колоссальная работа.

Фото: Пресс-служба


Тем не менее результаты есть. Получив девять отказов на участие в европейских выставках, «Палаты» попали на арт-ярмарку Бордо и были высоко оценены. Кухня «Палат», сделанная совместно с DA BUREAU, участвует и побеждает в международных конкурсах. «Международное признание в текущей ситуации, которая, вообще-то, против нас, бесценно, — уверяет Юлия. — Это заставляет продолжать». Так что работа идет одновременно во всех направлениях: приучить русский рынок к самой идее коллекционного дизайна, причем дизайна локального, и одновременно мягко продвигать его идеи и образы за пределы страны, туда, где функциональное искусство уже давно нашло своих почитателей.

Автор: Марина Юшкевич