Как музыковед из Великого Новгорода открыл слушателю «Всего Стравинского»
Цикл «Весь Стравинский» Ярослав Тимофеев придумал в 2021 году, лежа в ванне. «У меня это такой постоянный центр мозгового штурма. Замысел возник мгновенно, потом я его лишь оформил и предложил филармонии», — рассказывает музыковед и куратор о рождении у него идеи проекта, чью реализацию прежде невозможно было представить ни в России, ни в мире.
Тимофеев подчеркивает, что решающим фактором стала смелость Московской филармонии, согласившейся принять «Всего Стравинского»: «Академические концерты обычно программируются с учетом запросов широкой аудитории. В зале должны звучать знакомые всем мелодии, на афише должны быть любимые всеми имена: Чайковский, Рахманинов, Моцарт, Бетховен, Брамс — в общем, небольшой набор авторов и сочинений. И главное, композиторы должны чередоваться, ротироваться, — поясняет музыковед. — Считается, что сделать 2–3 концерта, целиком состоящих из музыки даже популярного композитора, — уже странноватый и рискованный шаг. А мы пытаемся провести 30 концертов музыки композитора, к которому многие меломаны до сих пор относятся с опаской».
Главная задача цикла, по словам Тимофеева, раскрыта в его названии. «И хотя человеку, далекому от мира музыки, такая цель может показаться скучной, — рассуждает музыковед, — на самом деле просто исполнить всего Стравинского значит поменять мышление тех, кто это услышит».
Тимофеев признается, что, работая над идеей, преследовал еще одну, в чем-то более личную цель. «Понятно, что сейчас ни у кого нет ясного видения перспектив, мы стали близорукими, немало людей живет на чемоданах, — говорит Ярослав. — Видимо, подсознательно мне хотелось придумать такой проект, который станет попыткой заклинания будущего».
Приближение к реальности
Концерты проходят несколько раз за сезон. В первом их было три, во втором — пять, в третьем запланировано четыре. Материал распределяется хронологически — от детских сочинений Стравинского до тех произведений, что он написал перед смертью.
«Но поскольку Стравинский изобретал новый музыкальный мир в каждом последующем опусе и почти все его сочинения написаны для разных составов, то, если мы будем идти строго по хронологии, для каждого концерта нам придется приглашать по 500 артистов разных специальностей, — раскрывает внутреннюю кухню цикла Тимофеев. — Поэтому, чтобы немного приблизить проект к реальности, я группирую сочинения для похожих составов. Допустим, если в концерте задействован хор, то мы исполняем всю хоровую музыку Стравинского одного периода. А в следующем концерте могут прозвучать все сочинения того же периода для струнного квартета».
Музыковед поясняет, что компонует материал, как художник собирает мозаику, думая о рифмах и контрастах между произведениями, чтобы направлять и переключать слушательское внимание: «Конечно, отдельно думаю о том, с чего начать и чем закончить, чтобы осталось правильное послевкусие».
Вирус Стравинского
Тимофеев говорит, что, разрабатывая проект, не думал о целевой аудитории: «Мне кажется, лучше исходить из собственного представления об идеале, поскольку азарт и увлеченность автора способны передаваться другим, как вирус. Если же ты пытаешься угадать ожидания аудитории, то можешь потерять внутренний интерес [к проекту] в попытках понравиться, и результат окажется хуже», — считает автор цикла. Он приводит в пример визионерский подход Стива Джобса, который придумал iPhone и прочие изобретения, не исходя из запросов публики, а, наоборот, заставляя публику поверить, что именно то, что он придумал, она и хотела. При этом на «Всего Стравинского» ходят самые разные люди, но костяк — это просвещенная аудитория. С первого же сезона концерты цикла проходят с аншлагами.
«Проблемы начнутся чуть позже, когда мы подойдем к зрелому и позднему периоду Стравинского, потому что ранняя его музыка более популярна и проще для восприятия, — делится сомнениями Тимофеев. — Всю жизнь он шел как бы от аудитории, в противоположном ей направлении: это был удивительный, но неодолимый вектор его жизни и развития как композитора. Так что моя мечта в этом проекте — добиться полных залов на позднем Стравинском».
Первый после Баха
Тимофеев рассказывает, что несколько лет назад самый авторитетный европейский журнал о классической музыке — английский Gramophone — спросил у ныне живущих композиторов, кого они считают самым великим своим коллегой за всю историю музыки. На первом месте оказался Бах, а на втором — Стравинский.
«Самое важное в Стравинском — что он своей музыкой и своим мышлением переворачивает мышление слушателя, — говорит Тимофеев. — У Стравинского учатся и учились все, кто жил в его время и кто пришел после него, потому что он самый интересный собеседник, лучший учитель для любого музыканта и композитора. Помимо того, что его музыка красива, она еще и очень умна и детально прослушанна. Если можно так выразиться, она учит наш слух быть умным».