Одними из первых показали, что элитная архитектура может быть современной и минималистичной, задав тем самым новый вектор в развитии московского жилищного строительства.
Сергей Скуратов, Sergey Skuratov Architects
Ко всем визионерам
Сергей Скуратов, Sergey Skuratov Architects
МФЖК Capital Towers / Фото: пресс-служба
Дизайн и архитектура
Сергей Скуратов, Sergey Skuratov Architects
Сергей Скуратов, Sergey Skuratov Architects
МФЖК Capital Towers / Фото: пресс-служба
Дизайн и архитектура

Как Сергей Скуратов изменил облик Москвы

У Сергея Скуратова замечательный дар предвидения: то, что он придумывал 20 лет назад, сегодня стало нормой элитных домов, тем, без чего немыслим ни один хороший проект. Казалось бы, можно успокоиться, комбинируя проверенные и принятые городом и горожанами приемы, но появляются новые и новые идеи и решения. И снова приходится объяснять, что за ними — будущее.
Все проекты рождаются и прорабатываются на бумаге. В компьютерную плоскость их переводят уже сотрудники мастерской.
Свое бюро Сергей Скуратов основал только в 2002 году и сразу взял к себе работать собственных учеников из МАрхИ. Сегодня в Sergey Skuratov Architects — 100 человек.
«Дом на Мосфильмовской» вошел в пятерку лучших небоскребов мира по версии премии Emporis Skyscraper Awards.
Комплекс «Садовые кварталы» в Москве — самый известный проект Sergey Skuratov Architects — строился в общей сложности 18 лет: за это время у него сменились владельцы и девелоперы, а страна пережила несколько кризисов.
Больше всего архитектор любит кирпич и медь, собирая из них бесконечно разнообразное число вариаций.

«Величайший соблазн творчества»

Сергей Скуратов почти все время рисует. Набрасывая эскизы во время переговоров, размышлений, отдыха, телефонных разговоров, он нащупывает новые формы и образы на всем — от блокнотов до салфеток. «Я пробовал освоить планшеты, у меня даже получалось, но это не идет ни в какое сравнение с рисованием руками на бумаге. Этот величайший соблазн творчества невозможно ни на что променять». Как архитектор «старой гвардии», Сергей и первые чертежи делает на бумаге: наверно, он один из последних московских архитекторов, кто с легкостью и удовольствием оперирует линейками и циркулями.

Несмотря на старомодный подход, в мастерской рождаются самые современные дома и даже целые кварталы — те, что задают и даже предсказывают архитектурные тренды: Copper House, «Баркли Плаза», «Дом на Мосфильмовской», «Садовые кварталы», «Эгодом», ЖК «Медный 3.14» и многое другое, что на пару десятилетий определило облик Москвы.
ЖК «Дом на Мосфильмовской»
Фото: пресс-служба
ЖК «Медный 3.14»
Фото: пресс-служба
ЖК «Эгодом»
Фото: пресс-служба
ЖК «Резиденции композиторов»
Фото: пресс-служба

Окружение решает

Все проекты Сергея Скуратова тщательно вписаны в окружающую действительность. В этом есть особая игра: продумать, как не просто разместить дом на участке, а включить его во взаимодействие со средой, подыгрывая через форму, материал, фактуры, смыслы. «Самое интересное — это не просто хороший архитектурный проект, а образ, который абсолютно точно вставляется в контекст, без зазоров, без шероховатостей, словно недостающая, идеально подходящая деталь».

Так, один из самых заметных небоскребов Москвы — трехсотметровый Capital Towers — сделан максимально спокойным, именно на контрасте с разномастными башнями «Сити», которые Скуратов, кстати, не очень любит за обилие форм и вычурность. Capital Towers призван деликатно, словно экраном, «прикрыть» вид на это архитектурное буйство. Сами башни воспринимаются по-разному в зависимости от ракурса: например, со стороны реки появляется активная пластика — узкая часть фасада сделана с М-образными выемками, что отсылает и к 14-й букве алфавита, и к кремлевским зубцам.
Лобби МФЖК Capital Towers
Фото: пресс-служба
МФЖК Capital Towers
Фото: пресс-служба

Новый взгляд

Сергей Скуратов — один из первых, кто стал строить в Москве элитные дома (раньше их называли «клубными») совершенно нового типа: современные и минималистичные. Своим ЖК «Бутиковский, 5», Copper House и соседними комплексами Скуратов показал москвичам, а главное, девелоперам, что можно легко обойтись без колоннад и башенок, задав тем самым новый вектор развития архитектуры в Москве.

Эти кварталы в недрах Остоженки, построенные более 20 лет назад, остаются, наверное, лучшим московским «заповедником» модернизма, который выглядит свежо и современно даже сейчас. «Мы строили эти дома без особой внешней цензуры, из-за того что они спрятаны в переулках. Юрий Михайлович Лужков про них долго просто не знал», — делится Скуратов, добавляя, что главный архитектор Москвы Александр Кузьмин закрывал глаза на этот модернизм, хотя сам предпочитал что-то гораздо более классическое.

Становление канона

Сегодня в порядке вещей, что подъезд выглядит открытым и сквозным, выходит во внутренний двор, что внутри дома — лобби, а в нем стойка рецепции и есть, к примеру, комнаты для мойки лап собак. Но это сегодня. Скуратов же был тем, кто делал это впервые, доказывая заказчикам необходимость таких нововведений.

«Девелопер многих наших проектов, Борис Кузинец, приехал из Израиля, и мы много беседовали на тему того, как сделать проект, который будет и архитектурно хорошим, и коммерчески успешным. Мы обсуждали все: какие материалы использовать, как соединить эстетику и функциональность, чтобы это было востребовано на рынке. Я никогда больше не вел столько разговоров, но именно в них и родился образ новой элитной архитектуры, который сегодня стал своего рода Конституцией у всех девелоперов».
  
Сергей Скуратов
Фото: пресс-служба

Меняя правила игры

О перфекционизме Скуратова ходят легенды, но если бы не он, то многие проекты в ходе строительства заметно теряли бы в качестве. Так, он почти десятилетие боролся, чтобы спроектированные им как генпроектировщиком «Садовые кварталы» были реализованы согласно мастер-плану, несмотря на смену владельцев и девелоперов, множественные кризисы в стране, которые заставляли пересматривать проект.

Этот квартал — совершенно беспрецедентная для Москвы история: в центре частного комплекса огромный участок земли отдан городу. «Главный архитектор Москвы Кузьмин меня сразу очень поддержал, а вот заказчика пришлось убеждать, что можно какую-то часть территории, за которую они заплатили достаточно большие деньги, превратить в городское общественное пространство. Но я спроектировал к тому моменту огромное количество ЖК и знал: кафе, рестораны, магазины и фитнес-центры не заработают должным образом на закрытой территории, им нужны горожане». Сегодня такой «заход» города на территорию частных ЖК становится одним из трендов.
  
ЖК «Садовые кварталы»
Фото: пресс-служба

О материалах

Скуратов виртуозно работает с материалами, во многом определяя облик многих московских, и не только своих, домов. Он первым привез в столицу юрский мрамор, сегодня — излюбленный материал «элитной» недвижимости. Он виртуозно обращается с клинкерным кирпичом, для некоторых зданий заказывая более 150 его форм и размеров. Активно используя камень, кирпич и медь в своих проектах, с годами Сергей Скуратов сформировал своего рода дизайн-код московских ЖК, который стал классикой. Сегодня он склоняется больше в сторону мономатериальных решений: «Если оформить весь дом каррарским мрамором, используя при этом всю его палитру, он будет выглядеть, как огромная скульптура». Но городские чиновники уже так привыкли к дизайн-коду, что их снова приходится переубеждать.
  
ЖК «Тессинский»
Фото: пресс-служба


Сегодня Скуратов проектирует для «Зиларт» целый квартал в стекле и кирпиче, варьируя пропорции и текстуры того и другого, и обещает, что это будет совсем новый взгляд на привычные материалы, который снова все изменит.

О wow-архитектуре

Сегодня Москва делает ставку на wow-эффект, а Скуратов, напротив, эволюционирует в сторону более сдержанной пластики и решений, уже наигравшись в заметную акцентную архитектуру. «Для кого-то эта установка — новое, а для меня уже пережитое старое. Здания с очень ярким внешним эффектом очень быстро устаревают: 10–20 лет — и уже смотреть невозможно».

Так что последние проекты Скуратова выглядят спокойнее, деликатнее, раскрываясь материалами, фактурами, тонкими сложными решениями. Он говорит: за этим будущее архитектуры. И что-то подсказывает, что он снова окажется прав.


Автор: Марина Юшкевич