Как переосмыслить через предметный дизайн религиозные образы и символы
Дизайнер Семен Лавданский выбрал уникальный способ переосмысления исторического наследия: он вдохновляется раннехристианской эстетикой. При этом в его объектах нет религиозного пафоса — наоборот, без погружения в контекст сложно идентифицировать первоисточник.
Родился в семье, все члены которой имеют отношение к церковному декоративно-прикладному искусству. В мастерской отца начинающий дизайнер изучал старинные техники работы с металлом и деревом и набирался опыта.
Окончил МГХПУ им. С.Г. Строганова в 2014 году. Его дипломный проект — стул Skeleton — был представлен на выставке молодых предметных дизайнеров в Милане и запущен в массовое производство российской фирмой Belsi.
В 2018 году вместе с Иваном Басовым запустил проект Basmaconcept, который покорил сначала жюри конкурса Salone Satellite в Москве, а затем отправился на гастроли в Милан. В коллекцию вошли предметы, декорированные металлом с рельефным узором, выполненным по технологии басма. Этот старинный способ тиснения использовался для украшения окладов икон.
Исследуя материалы и формы, Семен сотрудничает с разными дизайнерами и мастерами. Например, для бренда Ceramum вместе с Иваном Басовым он придумал коллекцию керамических журнальных столиков «Шаровары». Она стала хитом на выставке «АртДом» в 2022 году.
Летом 2024 года состоялась первая сольная выставка предметов интерьера, созданных Lavdansky Studio. Мероприятие прошло в креативном московском пространстве «Рихтер».
Вера в себя
Презентация новой коллекции Ecclesia от Lavdansky Studio на арт-площадке «Рихтер», организованная совместно с галереей Deep List, сопровождалась перформансом. Композитор Алина Петрова написала либретто по мотивам трудов сирийских мистиков, в которых шла речь о встрече и любви. «Для меня контекст всегда на первом месте, — объясняет дизайнер Семен Лавданский. — В процессе формирования своей визуальной ДНК я понял, что мне интересно, когда за продуктом есть история».Компания Lavdansky Studio братьев Семена и Григория Лавданских сформировалась на базе открытой их отцом в 1991 году фамильной мастерской, которая занимается церковным декоративно-прикладным искусством. В ней живы и активно применяются уникальные старинные ремесленные техники, например чеканки или басмы, которые используются для украшения окладов, иконостасов и церковной утвари. В своих работах дизайнер переосмысляет эстетику и сакральные образы раннего христианства, ему нравятся их аскетизм и брутальность. «В современном церковном декоративно-прикладном искусстве слишком много декоративных деталей и позолоты. Мое же внимание привлекают лаконичные акцентные объекты церковной атрибутики», — объясняет Семен. Он в Lavdansky Studio отвечает за визуальную концепцию, а его брат Григорий — за все производственные и логистические процессы, благодаря которым объекты воплощаются в жизнь и гастролируют по выставкам.
Сакральный смысл
Семен Лавданский находит русский культурный код в сакральных образах из церковной культуры, но не выстраивает прямолинейные ассоциации с ними. Наоборот, считает, что у каждого зрителя они должны быть свои. Так, прообразом лаконичного стола из коллекции Ecclesia стал полуразрушенный престол из храма Спаса на Нередице в Великом Новгороде. Основание предмета отделано известью по той же технологии, по которой наносилась основа на стены для храмовых фресок. «Некоторые художники берут узнаваемый сакральный образ и помещают его в современный контекст, за счет чего создается провокация. Мне такой подход не близок, — говорит дизайнер. — Мне нравится аскетизм раннего христианства, его эстетику я и стараюсь передать в своих объектах».Уникальность творческого метода Lavdansky Studio в том, что Семен переосмысляет иконографические сюжеты, на которых изображены предметы быта. Он старается их воплотить в каком-либо материале, иногда стремясь к абсолютной идентичности форм: повторяет визуальные перспективные искажения или нарушенные художником пропорции. Есть в его коллекции металлический кубок, прототипом для которого стала чаша для причастия — потир, ее часто изображают на иконе «Троица». А в серии Ecclesia можно увидеть бокалы, прообразом для которых стали замыленные аморфные сосуды с икон. «Мне хочется показать русскую идентичность в другом образе и контексте, чтобы широкая и консервативная аудитория поняла, что это красиво», — говорит Семен. В итоге получаются объекты на стыке искусства и дизайна.
Вместе веселей
Все началось в 2018 году с проекта Basmaconcept, в котором, помимо Семена и его брата, участвовал также Иван Басов. Тогда было выпущено четыре предмета мебели: шкаф, журнальный столик, шезлонг и светильник. Для их декорирования были использованы тонкие металлические листы, узор на которые наносился по технологии басмы, древнему способу чеканки металла. Для одного из рисунков использовалась старинная форма с орнаментальным узором из веток и ягод. Коллекция привлекла внимание международного жюри и была выставлена в 2019 году на Salone Sattelite в Милане.Несмотря на то что Семен изучает ремесла и вдохновляется христианскими образами, он не стал заложником одного жанра. Показательный пример — его с Иваном Басовым коллаборация с Анастасией Дуленко, основательницей бренда Ceramum. Дизайнеры придумали серию журнальных столиков, которые мастер отлила из керамики. «Я все еще формируюсь как художник, мне интересно работать с разными материалами и близкими по духу людьми», — объясняет Семен свое отношение к коллаборациям. За последний год он экспериментировал с огромным количеством материалов, но всегда старался сохранить свой визуальный язык.
Одна из последних коллабораций Lavdansky Studio — с Дарьей Болховитиной и Сергеем Мартыновым, сооснователями FRESH.GLASS (также герои проекта «РБК Визионеры»). В результате симбиоза ремесленных технологий, которыми владеют студии, появилась коллекция Castes. Прообразом для нее стали нетипичные металлические касты, обнаруженные Семеном на иконе VIII века в одном из храмов Грузии. Вместо драгоценных камней в нее были вставлены элементы из стекла. Дизайнеры увеличили касты в масштабе и в итоге у них получились столик, зеркала и консоль. В этом году их представили на выставке Collectible в Брюсселе, а затем на PAD в Париже. Стол, консоль и небольшие зеркальные панно нашли своих хозяев в Европе.
Бренд Lavdansky Studio активно развивается, сейчас шоурум и мастерские находятся на стадии переезда. Все планируется объединить под одной крышей, чтобы демонстрировать материалы, способы работы с ними и продукты. Неизменным останется одно — уникальная эстетика, которая уже плотно ассоциируется со студией.
Автор: Ольга Сорокина