Павел Поцелуев (он же «мясной сомелье») постоянно экспериментирует, совершенствуя старые и изучая новые способы приготовления мяса. Много лет назад Поцелуев одним из первых в стране занялся изучением сухой выдержки (dry age) говядины и различными вариантами ее ферментации.
Павел Поцелуев, совладелец и бренд-шеф ресторана «Жажда крови»
Ко всем визионерам
Павел Поцелуев, совладелец и бренд-шеф ресторана «Жажда крови»
Фото: Пресс-служба
Еда и вино
Павел Поцелуевсовладелец и бренд-шеф ресторана «Жажда крови»
Павел Поцелуев, совладелец и бренд-шеф ресторана «Жажда крови»
Фото: Пресс-служба
Еда и вино

Как шеф-повар и гастрономический энтузиаст развивает культуру мясной кухни в стране

Павел Поцелуев известен ресторанной индустрии как мясной сомелье. Рассказываем о его экспериментах с мясом, сухой выдержке говядины и различных вариантах ее ферментации. А также о том, какой Поцелуев видит мясную культуру в России.
Павел Поцелуев — экономист по образованию. В прошлом увлекался пленочной фотографией и графическим дизайном. Гастрономическим бизнесом начал заниматься в первой половине 2010-х годов.
Совладелец одного из лучших мясных ресторанов Москвы и России «Жажда крови».
Мясной цех и лаборатория мясного ателье Zozulinsky & Potseluev (совладельцы — Павел Поцелуев и Грант Зозулинский) — единственные, кто работает в России с плесневыми культурами Penicillium roqueforti и Penicillium camemberti. Процесс ферментации, знакомый многим благодаря сырам с благородной плесенью, придает их мясным отрубам аромат хамона, ореха, сыров или сыровяленой колбасы.
«Ателье» Поцелуева и Зозулинского использует технологию dry aged: выдержка (созревание) мяса проходит в специальной климатической камере и в определенных условиях: при влажности 80–90%, температуре от 0 до +2 °С и с постоянным обдувом. Мясо приобретает насыщенный аромат, вкус и нежную мягкость.

Начало пути

Гастрономическая карьера Павла Поцелуева началась в 2013 году, когда он вместе с другом Сергеем Мороковым запустил мясную лавку Steak Home. Продажи шли успешно, и партнеры запустили сервис по доставке клиентам на дом премиальных стейков из мраморной говядины. «В то время я очень много общался с мясниками, которые делали стейки для моей лавки, и с приглашенными шеф-поварами, с которыми мы устраивали фестивали и мастер-классы. Тогда же я познакомился с семьей владельцев компании «Праймбиф» — Андреем и Ильей Ниценко. Оценив мои таланты и организаторские навыки, они сделали меня амбассадором своего бренда».

В качестве амбассадора Поцелуев начал ездить по стране с лекциями и мастер-классами по работе с мясом. Одновременно с этим стал сотрудничать с компанией Weber — крупнейшим в мире производителем грилей высокого качества. 

Фото: Пресс-служба

«Жажда крови»

В 2019 году Павел познакомился с ресторатором Игорем Журавлевым, основателем сети «Кофемания», и буквально месяц спустя начал работу над новым проектом. Вскоре в Москве открылся ресторан «Жажда крови», где Поцелуев перевел мясную кухню буквально в ранг искусства. Гости вместе с шеф-поваром открывают здесь для себя мясо практически заново — как многогранный и непростой продукт. В меню представлены самые разнообразные стейки — альтернативные (пиканья, мачете, денвер) и классические (портерхаус, филе-миньон, нью-йорк, рибай), причем как влажного, так и сухого вызревания. 

«Я посвятил изучению мяса много лет, и мне нравится постигать этот мир. Я действительно смотрю на этот продукт по-особенному. Мы перепробовали самые разные способы вызревания мяса, не только dry aged. Использовали пчелиный воск, натуральный мед и даже заворачивали мясо в нутеллу. (Смеется.) После многих лет экспериментов я пришел к выводу, что главное — высокое качество мяса. Моя главная задача — отнестись к нему с большим уважением, дать вызреть и передать его повару, который правильно его приготовит, добавив — условно говоря — немного соли».

Главная фишка сухого созревания в том, что мясо получается нежным и имеет очень яркий вкус с выраженными нотами орехов, сыра и хамона. Выдержка dry aged, в отличие от классического «влажного» способа, изрядно подсушивает стейки — они теряют 20–35% веса за время созревания, что, конечно, отражается на конечной стоимости продукта. Зато именно такое мясо позволяет в полной мере прочувствовать вкус и оценить качество.

Фото: Пресс-служба

Мясной цех

Мясные рестораны можно условно разделить на две категории: «массовые» сети с бургерами и иногда стейками и небольшие «бутиковые» проекты (типа «Жажда крови», Max’s Beef For Money, BeefZavod и т. д.), в которых команда, а через нее и гости максимально погружаются в специфику продукта. Как раз для последней категории несколько лет назад Поцелуев совместно со специалистом по мясу премиального качества Грантом Зозулинским запустил проект — мясной цех под брендом Zozulinsky — Potseluev. 

Здесь установили большие камеры для ферментации, а потом путем многомесячных экспериментов подобрали необходимые плесневые культуры: Penicillium roqueforti и Penicillium camemberti. «Если вы думаете, что это простой бизнес, который легко масштабировать, — комментирует Павел, — то вы ошибаетесь. У нас есть камера сухой выдержки на 15 тонн мяса, и мы решили построить новую примерно того же размера, загрузили мясом, перенесли туда плесневые культуры и... ничего не получилось. Мясо оказалось другим. В результате нам пришлось соединять обе камеры воздухопроводом, чтобы они могли обмениваться воздухом со спорами плесени, поддерживать определенную температуру и влажность. Примерно через полгода работы мы смогли достичь нужного результата».

Фото: Пресс-служба

Поцелуев и Зозулинский используют продукцию и крупных производителей, и небольших фермерских хозяйств. «Я считаю, что главное — это правильное и рациональное отношение к мясу, —  говорит Поцелуев. — И что животное должно прожить хорошую жизнь, чтобы из него потом можно было приготовить классный стейк. Нужно передавать эти ценности следующему поколению. В России мясная культура — мраморная говядина, хорошие стейки — появилась совсем недавно. Ближайшие 20–30 лет нам необходимы для ее развития».