Бережно восстанавливают архитектуру и культуру русского терема, привлекая путешественников в самую глубь России.
Ольга Головичер и Андрей Павличенков, лесной терем «Асташово» в Костромской области
Ко всем визионерам
Ольга Головичер и Андрей Павличенков, лесной терем «Асташово» в Костромской области
Фото: Пресс-служба
Путешествия
Ольга Головичер и Андрей Павличенковлесной терем «Асташово» в Костромской области
Ольга Головичер и Андрей Павличенков, лесной терем «Асташово» в Костромской области
Фото: Пресс-служба
Путешествия

Как Ольга Головичер и Андрей Павличенков восстановили старинный русский терем и открыли отель в музее

Головичер и Павличенков — успешные предприниматели, которые никогда не планировали жить в деревне.
Путешествовали в формате мини-экспедиций по заповедным местам России.
Зимой ходят на лыжах и каждый год прокладывают профессиональные трассы.
В 2018 году восстановили терем XIX века в Костромской области и открыли в нем музей-отель.
Получили грант на создание музейной экспозиции от фонда Владимира Потанина.

На первый взгляд красочный терем, спрятавшийся в лесах Костромской области, выглядит как музей с экспонатами, которые нельзя трогать руками. На деле это удивительный отель, где гостей действительно окружают музейные экспонаты, но находятся они здесь для того, чтобы ими пользоваться. Терем XIX века живет и радует всех, кто до него добирается, благодаря труду Ольги Головичер и Андрея Павличенкова.

В одной из своих мини-экспедиций в 2006 году Головичер и Павличенков отправились в Костромскую область на поиски деревянного терема Мартьяна Сазонова 1897 года постройки. Вдохновила московских предпринимателей картинка резного дома с башенкой с простой подписью: «Дача купца Маркова, дер. Асташово, Костромская область». «К тому времени мы уже полюбили чудесные дебри Костромской — искали и находили забытые церкви, ночевали на сеновалах, в избах гостеприимных хозяев и даже в Сусанинском райотделе милиции — тоже по-своему гостеприимном», — рассказывают Ольга и Андрей. Старинный дом и правда находится в дебрях: кругом глухие леса, а добраться до него можно сначала поездом до станции Галич, а далее — примерно полтора часа на такси. Отыскать терем в 2006 году Ольге и Андрею было нелегко: «Терем зарос так, что мы его не сразу нашли».

Фото: Пресс-служба


Чудак-художник, который живет в тереме

Посмотрев на руины терема в Асташове, путешественники вернулись в Галич и в ожидании поезда зашли в пирожковую «Русский чай», где встретили буфетчицу Нину Рашетову. Она рассказала Ольге и Андрею о другом тереме в Погорелове: «Там живет чудак, художник». Спустя год предприниматели отправились в путь и через Судайские леса добрались до легендарного терема в Погорелове, где познакомились с его жителем — художником Анатолием Жигаловым. «Нас ошеломили интерьеры, не пострадавшие от переделок и ремонта, — настоящая машина времени! Тогда, в Погорелове, мы впервые задумались о том, каким прекрасным могло бы стать восстановленное Асташово», — делится пара. Так началась дружба с талантливым художником, вдохновившим путешественников своим домом-теремом, который он бережно сохранил до наших дней. Позже в гостях у Анатолия собрались несколько неравнодушных людей, чтобы решить судьбу терема в Асташове, которому суждено было возродиться. 

Никаких компромиссов 

Начали работу с субботников по расчистке терема и территории от мусора и деревьев. В планах было заинтересовать государство и получить поддержку, но, к сожалению, терем не числился памятником. Несмотря на это, субботники продолжались, и с каждым разом место притягивало все больше неравнодушных людей: участие принимали местные жители, сотрудники госучреждений, студенты. Башня терема на тот момент находилась в аварийном состоянии, было принято решение аккуратно снять ее и поставить рядом. Мусор вывезли, деревья спилили, дыры на крыше заделали, но что делать дальше, никто не знал. Одно было ясно наверняка: «Нужна реставрация, чтобы увидеть терем, каким его построил Мартьян Сазонов — вплоть до мельчайших деталей. Только так — либо никак». 

Чтобы все случилось, понадобилось полное включение в работу профессионала. Изучая проекты реставраторов-деревянщиков, Ольга и Андрей долго не могли найти специалиста, который бы соответствовал всем запросам. Но вскоре такой человек нашелся — за дело взялся заслуженный архитектор Александр Попов. «Среди работ Попова, которые мы тогда посмотрели, была церковь Ильи Пророка на Цыпиной горе. Мы видели ее раньше руиной и были удивлены возрождением. Но главным было ощущение подлинности — то самое, которое мы искали».

Фото: Пресс-служба

По бревнышку заново

Состояние стен заставило разобрать терем. «Дом отправился в Кириллов, чтобы по бревнышку собраться заново», — делятся Ольга и Андрей. Архитектору Александру Попову предстояло заменить все сгнившие элементы, а также изготовить около 6 тыс. деталей резьбы — копий старых. Была проделана огромная работа, и обновленный терем привезли на прежнее место. Теперь команде предстояло вернуть на свое место каждую деталь — долгие месяцы тяжелого труда. Фасад был закончен к 2016 году, но внутри предстояло сделать еще многое. «Неизменным остался принцип: максимальное использование сохранившихся материалов и соответствующих времени технологий». Например, даже состав штукатурной смеси был использован такой же, как в XIX веке. Когда проект начал привлекать к себе внимание, Ольга и Андрей получили грант на создание музейной экспозиции от фонда Владимира Потанина по программе «Меняющийся музей в меняющемся мире». А в 2017 году жюри конкурса на премию АРХИWOOD присудило восстановленному терему «Асташово» Гран-при.

Ночь в музее

Основная работа по отделке помещений была завершена в 2018 году, тогда же была готова экспозиция музея. Бережно собранные и отреставрированные материалы и предметы относятся к самому терему и его окрестностям, к культуре крестьян-питерщиков. «Наша коллекция началась с первых находок в тереме во время субботников. Затем мы покупали вещи, стоявшие без надобности в амбарах и на поветях (нежилые пристройки, навесы на крестьянском дворе или чердаки для хранения хозяйственного инвентаря. — РБК) соседних деревень. Иногда выносили из-под обвалившихся крыш в заброшенных деревнях. Иногда находили на барахолках и в интернете», — рассказывают Андрей и Ольга. 

Идея отеля внутри музея родилась не случайно, а стала продолжением большой цели: «Благодаря скрупулезному отношению к деталям и использованию концепции «живого музея» мы воссоздали не только исторический облик, но и атмосферу дореволюционной деревенской дачи, — делятся создатели «Асташово». — Мы рассчитываем, что создание в тереме гостиницы и туристического центра поможет популяризации наследия и подведет под его сохранение экономическую базу». Сейчас в тереме «Асташово» у каждого предмета есть своя история, которая будет рассказана каждому гостю, добравшемуся до этого удивительного места в лесах Костромской области.