Как российский винодел создал новый терруар в Краснодарском крае
Идея
Семейное предприятие «Николаев и сыновья» было основано 20 лет назад, в 2004 году. Михаил Николаев, московский предприниматель и финансист, загорелся идеей производства собственного вина на территории России. В поисках подходящего участка он исколесил весь Краснодарский край и смог разглядеть в Крымском районе то, что позже станет уникальным по своим свойствам терруаром: холмистое и прохладное место, расположенное между двух морей (Азовским и Черным). Двумя годами позже на территории села Молдаванского было основано винодельческое хозяйство «Лефкадия».
К развитию проекта Николаев подошел с размахом и пригласил в качестве консультанта знаменитого винодела Патрика Леона, который создавал великие вина в Château Mouton-Rothschild и Opus One. Его задачей стало формирование стиля вин «Лефкадии», выработка практик виноделия, а также правил для каждого винтажа (использование сортов, соотношение ассамбляжей и т. д.). За все, что касалось виноградарства, отвечал еще один опытный профессионал — француз Жиль Рей, который около 20 лет до этого проработал в Château Mouton-Rothschild. На территории около 1500 гектаров необходимо было разбить виноградники и выстроить всю необходимую инфраструктуру. Название «Лефкадия» (в переводе — «страна белого тополя» или «страна белого вина») связано с историей Древней Греции, ведь именно на этой территории много веков назад было Боспорское царство.
Новая волна
Неспешное и сложное развитие винодельни сменилось быстрым ростом бизнеса после того, как к семейной компании присоединился Михаил Николаев — младший, который занялся продажей и продвижением в условиях почти не существующего рынка премиального российского вина. Прежде всего он провел «аудит» выращиваемых сортов винограда (а на 80 гектарах их было более 20) и убрал те, которые не показывали нужных результатов, что привело к сокращению площади экспериментальных виноградников.
«Одна из моих главных стратегических задач — это развитие региона в целом, — говорит Михаил Николаев. — Не просто хозяйства, а именно региона. Ведь «Долина Лефкадия» не винодельня, а территория. Мало того, это уже настоящий терруар, на котором нашли свое место разные проекты, каждый со своей историей, своими виноделами и винами. С 2018 года эта долина относится к категории ЗНМП (защищенное наименование места происхождения — РБК), а согласно новому федеральному закону № 468-ФЗ эта территория официально называется терруаром. Важно, что сейчас в долине шесть различных производителей, и мы из них не самые крупные. (Смеется.) Часть территории мы продали, и у нас сейчас около 80 гектаров виноградников, которые разбиты на три проекта».
Из этих 80 гектаров примерно 50 отведено под «Лефкадию», выпускающую 60 тыс. бутылок вина. По мнению виноделов, это очень консервативный проект, сделанный в «необордоском» стиле. После смерти в 2018 году Патрика Леона Николаевы решили ничего не менять в «Лефкадии» и запустили отдельно собственный проект «Николаев и сыновья», который сейчас производит 25–30 тыс. бутылок в год.
«За последние годы у нас выстрелило сразу два винных проекта: Temelion и Magnatum. Но так как развивать сразу два «игристых» было непросто, то буквально совсем недавно я продал Magnatum и решил остаться с Temelion, который считаю гораздо более перспективным для нас, учитывая то, что он намного меньше».
Гастрономия и натуральные продукты
Предприятие «Николаев и сыновья» — это проект, в котором соединились опыт виноделов, понимание настоящего фермерского продукта и стратегическое видение. «То, что мы поставили свою фамилию в название бренда, — говорит Николаев-младший, — это огромная ответственность, поэтому у нас нет права на ошибку. В коллекцию вин мы вложили все, что у нас есть: наш опыт, наши вкусы и предпочтения, насмотренность и кругозор. Мы хотим объединить в проекте (и вокруг него) людей со схожими ценностями, что позволит нам сформировать новую культуру как виноделия, так и производства натуральных продуктов».
Здесь работает собственная сыродельня, на которой используют молоко только от своих же овец и коров и делают камамбер, рикотту, лефкадийский манчего (в прошлом году получил первое место на конкурсе «Русский сыр»). На экоферме Николаевых разводят не только сотни овец и коров голштинской породы, но также кур, голубей и гусей. «Какое-то время назад мы начали выращивать кур бресс-гальской породы из Франции, — комментирует Михаил Николаев. — Глобальная проблема заключается в том, что люди пока не понимают, что курица может быть ярким гастрономическим продуктом. Им проще купить обычного бройлера, напичканного антибиотиками, потому что он стоит дешево, чем французскую курицу, отличающуюся плотным и насыщенным мясом и выращенную без использования гормонов». В принципе, всю продукцию экофермы «Николаев и сыновья» смело можно назвать «органической», ведь в ее производстве не используются химические удобрения, гербициды и пестициды, регуляторы роста и т. д. Сертификация всего хозяйства уже начата.
В ассортименте виноделов масса европейских сортов (пино-нуар, шардоне, совиньон-блан и т. д.). Один из самых интересных — это вионье, для которого характерны ноты персика, манго, мандарина, жимолости и цветов. Продолжительная выдержка в бочках из французского дуба добавляет вину определенной сливочности и маслянистости во вкусе, а в ароматике — табачные и дымные ноты. Николаев любит эксперименты, поэтому использует самые разные емкости для выдержки вина — стальные и бетонные чаны, амфоры и квеври, а также бочки из различных сортов дуба (карпатского, французского, кавказского), — что позволяет добиваться нужного виноделу вкуса.
«Мы с отцом хотим, чтобы на территории нашего терруара было не шесть производителей, а сто, чтобы продвигался регион в целом. Чтобы появились люди, которые бы делали вино лучше нас. Ведь когда появятся крутые проекты, всем будет проще двигаться вперед. Если честно, то мы никогда не хотели заниматься таким количеством разных фермерских проектов, потому что это очень тяжело. Толкать, подобно Сизифу, в гору камень весьма неблагодарное и финансово невыгодное занятие. Но мы его толкаем, потому что хотим, чтобы люди вдохновлялись, развивались вместе с нами и делали уникальные вещи. Я, например, не хочу увеличивать объемы производства и делать больше вина. Многие хотят сделать много вина — и чтобы оно было дешевым. Зачем? Пусть в России продается много испанского и чилийского вина и оно будет дешевым. А российское вино должно быть на глобальном рынке высококлассным и дорогим».