Как Майя Сантимирова исследует повседневность в палатах XVII века
Интерес к предметам появился у Майи Сантимировой еще в детстве: ее дедушка, пилот «Аэрофлота», летал по всему миру и привозил из поездок сувениры. «Каждый раз, когда я приходила в гости, мне казалось, что квартира как какая-то шкатулка с сокровищами», — вспоминает Майя. Во взрослом возрасте на детское увлечение наложился интерес к музеям, театрам, выставкам. А когда началась коронавирусная изоляция, Майя вместе с мужем занялась реставрацией дачного деревянного дома и превратила его в русскую усадьбу со всеми атрибутами дореволюционного времени. Тогда же пришло увлечение столовым этикетом, за ним — коллекционирование дореволюционного фарфора и серебра.
Знаниями и накопленным опытом хотелось делиться: вместе с увлеченными людьми размышлять, о чем говорят предметы, которые мы собираем вокруг себя, и как сделать так, чтобы окружающая среда вдохновляла человека, а он наполнял ее своими смыслами и историей. Тогда Майя стала искать помещение под свой проект.
Поиск места
Рассматривать современные постройки Майя отказалась: хотела найти здание с историей. Такое неожиданно нашлось на московской улице Льва Толстого неподалеку от Парка культуры. Каменные палаты Хамовного двора, возведенные в 1680–1690-х годах, — единственное уцелевшее здание Хамовной слободы, в которой раньше селились и работали ткачи-ремесленники. «Раньше здесь, в Хамовном дворе, находилось текстильное производство. А я как человек, увлеченный темой столового этикета и, как следствие, текстиля, к такому факту не подключиться эмоционально не могла», — поясняет Майя Сантимирова.
Двухэтажные палаты выглядят как массивное здание с белокаменными сводами и толстыми стенами — типичный памятник архитектуры допетровского времени. Команда провела работы по сохранению объекта культурного наследия. В помещениях разместили лектории для образовательных мероприятий и небольшие комнаты-лаунджи для общения с гостями. А интерьеры выполнили в русском стиле, совместив в одном пространстве элементы из дореволюционного усадебного убранства, советской эпохи и XXI века.
Соединение эпох в «Палатах на Льва Толстого» создает ощущение замершего времени. «Есть ощущение, которым делятся многие, что, проведя здесь несколько часов, будто успеваешь объять 300–400 лет. Это эффект опять же самого здания и его стен: сидя за этим столом, ты останавливаешься, останавливается и само время, и вдруг ты говоришь о таких вещах, настолько глубоких и настолько важных, мимо которых в жизни часто пробегаешь в спешке. Все вспоминают семьи, какие-то свои традиции, это уходит корнями глубоко».
Люди и вещи
В каком-то смысле стены Хамовного двора помогли сформировать темы проекта. «Например, в русской культуре очень значим стол, и, когда у нас появился наш, вокруг него стали рождаться и идеи: не только про столовый этикет, но и про семейные традиции, про разговоры за столом. А в соседнем зале со сводчатыми потолками сразу захотелось размышлять на тему музыки — и появился рояль», — рассказывает Майя.
«Культура повседневности за столом» — так называется один из курсов, который читается в «Палатах». На нем разбирают, как сервировать стол и с чего начать коллекционировать ценные предметы. Основная часть мероприятий посвящена таким темам, как балет, опера, этикет, музыка. Они отвечают на вопросы, как смотреть, как слушать, как понимать, как сделать «большое» искусство частью своей повседневности. Отдельное внимание уделяется детской программе, представленной курсом по детскому этикету, концертами и балами.
«Вся наша образовательная программа выстроена вокруг человека, — поясняет Майя. — Как ты просыпаешься, из какой чашки пьешь свой утренний кофе, куда идешь, как идешь, на что смотришь и что видишь. И с таким подходом во многом начинает проступать больший смысл, ты действительно не просто смотришь, а видишь. Детали, контексты. Культура повседневности как раз про это. Культура в целом — большая, даже огромная, но ты берешь и понемногу присваиваешь ее себе, прикасаешься к чему-то большому. И вот ты как будто тоже стал целостнее. Мне кажется, здесь важно еще осознать, что нравится и нужно именно тебе».
Традиция собираться в тесной компании думающих людей, чтобы обсуждать искусство, философию и другие узкие темы, существует уже много лет. В какой-то степени пространство «Палат» наследует ее, объединяя вокруг себя тех, кто не хочет жить по интуиции, а ищет смыслы даже в таких проявлениях повседневности, как сервировка стола или поход в театр.
«Мы не салон, не клуб, не Дом культуры. Мы новый вид институции — пространство исследований культуры повседневности. Через этикет, балет, оперу, музыку и другие темы мы находим нити, связывающие каждого из нас с культурой и историей», — говорит хозяйка «Палат».
Пространство открыто для всех желающих: чтобы попасть на мероприятие, нужно просто купить билет.