Как найти новый подход к стеклу
В чем свежесть FRESH.GLASS?
Еще восемь лет назад, когда FRESH.GLASS только зарождался, под «художником по стеклу» в России прежде всего подразумевали витражиста. При всем уважении к профессии и самой технике, всем членам команды хотелось от стекольного искусства чего-то нового и свежего, тем более что в России стекольная школа очень консервативная и академическая. В традиционном понимании стекло ассоциируется с прозрачностью и цветом, а побелевшее, с пузырьками, неровностями и морщинами — это скорее брак, которого надо избегать. «Мы любуемся стеклом в самых разных его проявлениях, любим саму суть и сущность стекла, которая не перестает удивлять, — рассказывают Сергей Мартынов и Дарья Болховитина. — В наших экспериментах оно похоже то на камень, то на кость, то на кожу. Мы обращаемся к новому в стекле, исследуя его тактильную, эмоциональную и визуальную природу. Показываем и рассказываем о совершенно иных качествах стекла, чем принято и привычно: оно не отделяет человека от природы, оно не обязательно прозрачно, оно непредсказуемо, и оно само часть природы».
Разные, но вместе
Главная сила FRESH.GLASS — в команде, где каждый на своем месте. Романтичные художники и идеологи Сергей Мартынов и Дарья Болховитина (его ученица) тестируют разные фактуры, придумывают новые образы и легенды. Друг детства Сергея — Константин Гвоздев — очень вовремя предложил помочь с одним из первых проектов и остался в FRESH.GLASS в качестве технического директора и человека, способного решить любые технические (и не только) задачи. Анастасия Вишнякова — «хранительница печей», без которой не обходится ни один их запуск. Она технолог, еще одна ученица Сергея из Строгановки, через чьи заботливые руки проходят все проекты. У каждого из них свои очень непростые взаимоотношения со стеклом, которые ведут к появлению нового, движению вперед. Как говорит Анастасия, «стекло нельзя торопить».
Дар убеждения
Самым сложным было начать: трудно аргументировать, когда у тебя нет портфолио и успешных реализованных проектов, а есть только мечта и небольшие кусочки необычных фактур стекла. На первые встречи с потенциальными заказчиками основатель проекта Сергей Мартынов буквально ходил с образцами стекла, которые он в перерывах между преподаванием, в основном по ночам, создавал в печах Строгановки. А потом делал коллажи в фотошопе и рассказывал заказчикам, что из печеного стекла можно создавать удивительные вещи. В какой-то момент это сработало — потихоньку стали появляться заказы. Это архитектурное стекло: перегородки, свет, оформление и предметы дизайна. Теперь стеклами FRESH.GLASS украшают отели, рестораны, девелоперские проекты и крупные офисы.
Удивляться и удивлять
Сегодня у FRESH.GLASS есть солидное портфолио в сотню объектов, каталог фактур своей разработки, участие в престижных выставках и международные награды. И все равно почти каждый раз команда продолжает «бороться с заказчиками, убеждая их пробовать новое». Потому что новое — это всегда риск. Одно из главных направлений работы — архитектурное стекло. Все фактуры FRESH.GLASS так или иначе перекликаются с природой. Причем чаще всего это непреднамеренно и совершенно спонтанно: выходит, что стекло все время рассказывает про какие-то ее явления. Например, в ходе экспериментов получилась фактура, внутри которой длинный луч. Ребята сначала сделали стекло, а потом вычитали, что в космосе есть такие газовые нити, лучи — филаменты. Теперь фактура называется «Филамент». Среди других фактур — «Кора», «Медуза», «Кальмар», все они являются ассоциацией, ощущением некоторой близости с природными явлениями.
Архитектурное направление приносит регулярные заказы и доход. Кроме того, студия экспериментирует с объектами дизайна, создав, к примеру, свою коллекцию модульных светильников OlOllO, которая собрала ряд призов. Третье направление (самое сложное, вдумчивое, удивляющее, отнимающее много ресурсов) — коллекционный дизайн. В общем-то, это чистое искусство, которое FRESH.GLASS показывает на выставках, постепенно меняя восприятие своего неидеального, эмоционального, тактильного стекла у зрителя.