Очень самобытное творческое объединение с нестандартным взглядом на работу со стеклом. Показывает успехи не только в России, но и за рубежом.
Лаборатория FRESH.GLASS
Ко всем визионерам
Лаборатория FRESH.GLASS
Фото: Пресс-служба
Дизайн и архитектура
Лаборатория FRESH.GLASS
Лаборатория FRESH.GLASS
Фото: Пресс-служба
Дизайн и архитектура

Как найти новый подход к стеклу

Мастерские FRESH.GLASS расположены в здании Электрозавода. В цеху стоят печи, в которых при высоких температурах 600–800 ˚С неспешно плавится стекло, растекаясь, как густой мед, и принимая заданную художниками форму. Впрочем, не всегда ожидаемую и предсказуемую. Отточенных методик и расчетов пока нет, как нет и надежной инструкции — процесс больше напоминает эксперимент.
Лаборатория, основанная в 2016 году, объединяет художников по стеклу: выпускников Строгановской академии Сергея Мартынова, Дарью Болховитину, Анастасию Вишнякову и выпускника Бауманки Константина Гвоздева. Их разный взгляд и мультидисциплинарный подход помогают реализовывать технически сложные проекты на стыке искусства, архитектуры и дизайна.
У FRESH.GLASS одни из самых больших печей в стране, которые позволяют делать архитектурное стекло длиной до трех метров. Первую — большую — Сергей сварил в мастерской сам. Каждой ребята дали свое ласковое название: самая крупная — «Бабушка», помимо нее в мастерской есть «Внучка», «Мальчик», квадратная «Вафельница» и крошечная «Микроб».
Мастерская работает с применением моллирования — так называют технологию формовки из нагретого листового стекла. Сегодня в портфолио студии более 100 реализованных проектов в семи регионах России, в том числе в двух ресторанах со звездами Michelin.
Команда меняет восприятие стекла как чего-то прозрачного и хрупкого, создавая моду на фактурное, тактильное и «эмоционально заряженное». Коллектив разработал 20 фактур стекла, которые архитекторы и дизайнеры могут использовать в своих проектах для столешниц, перегородок или облицовки колонн. Художники постоянно экспериментируют и переводят свои ощущения и ассоциации в прикладное русло, создавая фактуры, удивительно близкие к природным: «Кора», «Зыбучие пески», «Кальмар».
Арт-поиски лаборатории находят отклик в России и в мире: в 2023 году компания выставлялась на ярмарке Collectible в Брюсселе, взяла премию Design.now в номинации CRAFT и Autonoma Residenсy Prize на фестивале Venice Glass Week. В том же году работы студии одновременно участвовали в выставках в Париже и Венеции.

В чем свежесть FRESH.GLASS?

Еще восемь лет назад, когда FRESH.GLASS только зарождался, под «художником по стеклу» в России прежде всего подразумевали витражиста. При всем уважении к профессии и самой технике, всем членам команды хотелось от стекольного искусства чего-то нового и свежего, тем более что в России стекольная школа очень консервативная и академическая. В традиционном понимании стекло ассоциируется с прозрачностью и цветом, а побелевшее, с пузырьками, неровностями и морщинами — это скорее брак, которого надо избегать. «Мы любуемся стеклом в самых разных его проявлениях, любим саму суть и сущность стекла, которая не перестает удивлять, — рассказывают Сергей Мартынов и Дарья Болховитина. — В наших экспериментах оно похоже то на камень, то на кость, то на кожу. Мы обращаемся к новому в стекле, исследуя его тактильную, эмоциональную и визуальную природу. Показываем и рассказываем о совершенно иных качествах стекла, чем принято и привычно: оно не отделяет человека от природы, оно не обязательно прозрачно, оно непредсказуемо, и оно само часть природы».

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Разные, но вместе

Главная сила FRESH.GLASS — в команде, где каждый на своем месте. Романтичные художники и идеологи Сергей Мартынов и Дарья Болховитина (его ученица) тестируют разные фактуры, придумывают новые образы и легенды. Друг детства Сергея — Константин Гвоздев — очень вовремя предложил помочь с одним из первых проектов и остался в FRESH.GLASS в качестве технического директора и человека, способного решить любые технические (и не только) задачи. Анастасия Вишнякова — «хранительница печей», без которой не обходится ни один их запуск. Она технолог, еще одна ученица Сергея из Строгановки, через чьи заботливые руки проходят все проекты. У каждого из них свои очень непростые взаимоотношения со стеклом, которые ведут к появлению нового, движению вперед. Как говорит Анастасия, «стекло нельзя торопить».

Дар убеждения

Самым сложным было начать: трудно аргументировать, когда у тебя нет портфолио и успешных реализованных проектов, а есть только мечта и небольшие кусочки необычных фактур стекла. На первые встречи с потенциальными заказчиками основатель проекта Сергей Мартынов буквально ходил с образцами стекла, которые он в перерывах между преподаванием, в основном по ночам, создавал в печах Строгановки. А потом делал коллажи в фотошопе и рассказывал заказчикам, что из печеного стекла можно создавать удивительные вещи. В какой-то момент это сработало — потихоньку стали появляться заказы. Это архитектурное стекло: перегородки, свет, оформление и предметы дизайна. Теперь стеклами FRESH.GLASS украшают отели, рестораны, девелоперские проекты и крупные офисы. 

Фото: Пресс-служба

Удивляться и удивлять

Сегодня у FRESH.GLASS есть солидное портфолио в сотню объектов, каталог фактур своей разработки, участие в престижных выставках и международные награды. И все равно почти каждый раз команда продолжает «бороться с заказчиками, убеждая их пробовать новое». Потому что новое — это всегда риск. Одно из главных направлений работы — архитектурное стекло. Все фактуры FRESH.GLASS так или иначе перекликаются с природой. Причем чаще всего это непреднамеренно и совершенно спонтанно: выходит, что стекло все время рассказывает про какие-то ее явления. Например, в ходе экспериментов получилась фактура, внутри которой длинный луч. Ребята сначала сделали стекло, а потом вычитали, что в космосе есть такие газовые нити, лучи — филаменты. Теперь фактура называется «Филамент». Среди других фактур — «Кора», «Медуза», «Кальмар», все они являются ассоциацией, ощущением некоторой близости с природными явлениями.

Архитектурное направление приносит регулярные заказы и доход. Кроме того, студия экспериментирует с объектами дизайна, создав, к примеру, свою коллекцию модульных светильников OlOllO, которая собрала ряд призов. Третье направление (самое сложное, вдумчивое, удивляющее, отнимающее много ресурсов) — коллекционный дизайн. В общем-то, это чистое искусство, которое FRESH.GLASS показывает на выставках, постепенно меняя восприятие своего неидеального, эмоционального, тактильного стекла у зрителя.