Построили в Переславле-Залесском дом, который повторяет облик каменных палат XVII века, открыли в нем частный Музей крестьянского дизайна, где можно пожить как в отеле, собрали коллекцию предметов крестьянского искусства XVIII–XIX веков.
«Конь в пальто. Музей и постой», Глеб Городянкин и Ольга Ягова
Ко всем визионерам
«Конь в пальто. Музей и постой», Глеб Городянкин и Ольга Ягова
Фото: Пресс-служба
Путешествия
«Конь в пальто. Музей и постой»Глеб Городянкин и Ольга Ягова
«Конь в пальто. Музей и постой», Глеб Городянкин и Ольга Ягова
Фото: Пресс-служба
Путешествия

Как два журналиста восстанавливают репутацию русской деревни

Журналисты Глеб Городянкин и Ольга Ягова открыли музей крестьянского дизайна «Конь в пальто» в Переславле-Залесском. Они формируют новый взгляд на историческое прошлое крестьян и их отношение к быту, а еще предлагают гостям уникальную опцию ― переночевать в музее со всеми удобствами отеля.
В основе экспозиции ― предметы крестьянского искусства XVII–XIX веков: текстиль, образцы деревянной резьбы и росписи, посуда, обувь, орудия труда, украшения, изразцы.
Семья накопила несколько сотен экспонатов. В 2017 году супруги открыли в здании музей «Конь в пальто» и начали принимать гостей. Они создали четыре комнаты для проживания, в современный интерьер которых интегрированы предметы крестьянского искусства.
В коллекции больше 20 изображений и фигурок коней.
В музее проводят мастер-классы для детей и взрослых. Учат набойке по ткани и плетению пояса.

История в быту

Гостей проекта «Конь в пальто. Музей и постой» встречает охлупень (он же конек или летающий конь), парящий под потолком каминного зала. Эта деталь, снятая с крыши традиционной русской избы в Архангельской губернии и восстановленная коллекционерами, ― душа проекта. В полутьме музейного зала ― каблучок, оригинальный головной убор с поднизью ― сеткой из речного жемчуга и перламутра, которая прикрывает волосы женщины. Красавицы Тверской губернии носили его на макушке, а поднизь прикрывала голову. Экспонат, редкий и для государственных музеев, позволяет рассказать об интересной странице истории Руси ―  добыче речного жемчуга, который теперь исчез из северных рек. Эти и еще сотни предметов крестьянской культуры собрали супруги Ольга Ягова и Глеб Городянкин ― создатели музея «Конь в пальто».

От современных московских высоток к каменным палатам XVII века 

В начале нулевых экономист по образованию и журналист по роду деятельности Глеб Городянкин приехал из Москвы в Переславль-Залесский и влюбился в этот небольшой городок. Купил землю и разработал проект дома, который должен был вписаться в облик колоритной Конной улицы. «Я захотел сделать дом, который будет напоминать каменные палаты XVII века. Сам нарисовал его, а проект заказал в бюро, где за мной все пересчитали и перепроверили — интерьеры, экстерьер, фасады, планировку. Дом стал долгостроем. Было много работ, связанных с имитацией, поиском и подбором материалов. Сроки постоянно смещались вправо», —  рассказывает Глеб. Дом строился около десяти лет. В это время Глеб собирал коллекцию антиквариата. Ездил в экспедиции, выискивал редкости на барахолках и развалах, выторговывал на аукционах: «Один из экспонатов мы купили на американском аукционе, в Россию он добирался через Ирландию —  не самый очевидный путь для традиционного деревенского головного убора». 

Фото: Пресс-служба

В процессе стройки и сбора коллекции к проекту Глеба присоединилась Ольга Ягова ― тогда она работала журналистом. Позже они поженились, и Ольга разделила его увлечение. Сегодня Ольга и Глеб живут в Ярославле, работают пять дней в неделю в Москве, а в выходные и любую свободную минуту занимаются делами музея. «Коллекционер отличается от собирателя тем, что его экспонаты постоянно уходят и приходят. Я начинал собирать крестьянский текстиль, костюмы. Сейчас мы смотрим на тему шире и сосредоточились на изделиях из дерева, металла, керамики», — делится Глеб. 

Семья накопила несколько сотен экспонатов. В 2017 году супруги открыли в здании музей «Конь в пальто» и начали принимать гостей.

Дизайн, но без промышленности

Полное название проекта «Конь в пальто» — Музей крестьянского дизайна. Ольга и Глеб даже спорили с преподавателями вузов, можно ли употреблять такое понятие. Дизайн — это ведь про промышленное производство вещей. Ничего такого на Руси не существовало, зато было декоративно-прикладное искусство. Крестьяне старались сделать красивым все, что их окружало в быту. Любой ковш в избе был не просто бездушным функционалом, а произведением искусства — например, в форме плавающей птицы или летающего коня.

«Для некоторых людей музеи стали скучной жвачкой. Все уже видели хохлому и гжель, жостовские подносы у бабушки в серванте. Но не все знают, чем на самом деле жили крестьяне, что вкладывали в свой быт, где искали вдохновение, ― рассказывают супруги. ― Одна из важных задач музея ― объяснить зрителю, что украшения предметов несут смысловую нагрузку, символы имеют значение и определенную функцию оберега: охраняют урожай и семью, призывают удачу его обладателям».

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Через год после открытия к музею добавился постой. Организаторы хотели создать такую атмосферу, в которую гости обязательно вернутся: побудут в помещениях, выйдут в сад, выпьют чай или сбитень, почитают книжку. Они открыли четыре комнаты для проживания, в современный интерьер которых интегрированы предметы крестьянского искусства. «Наша задача состоит в том, чтобы эти предметы радовали глаз и продолжали жить своей жизнью», — делится Ольга. Старинная решетка XVIII века вставлена в раму и закрыта стеклом, чернолощеные горшки XIX века из Вологодской губернии стали основаниями для настольных ламп, а корытца от старейшего осветительного прибора на Руси, светца, — прикроватными столиками. Расписная дверь в горницу избы Архангельской губернии, которая даже сохранила оригинальную ручку, теперь служит дверцей шкафа для верхней одежды в комнате «Дерево».

«Прощай, немытая Россия»: как музей меняет представление о крестьянской Руси

Истории крестьянского быта подталкивают гостей задуматься о себе, о прошлом, месте крестьянского искусства и быте в современности. В коллекцию к Глебу и Ольге попадают только предметы, которые несут художественную ценность или показывают трансформацию традиции.  Крестьянство, в отличие от высших сословий, всегда плавно меняло представления о прекрасном, не вычеркивая опыт предков. «Например, в конце XVII — начале XX века в селе появились химические красители — мы видим это по крою и вышивке. Техника и орнамент предметов крестьян в тот период остались классическими, узоры вдохновлялись природными мотивами и легендами. Но в сочетании с новыми химическими красками под влиянием цветов городской моды крестьяне начали создавать абсолютно аутентичные вещи и неповторимую эстетику, где прошлое вписывалось в настоящее», — отмечает Глеб.

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

У крестьянской Руси плохая репутация в кино и литературе, считает Ольга. Обычно это люди немытые, несчастные, бедные, грустные. Задача музея ― пересобрать этот образ в головах современников. «Наш девиз ― "Твое цветное прошлое". Пьянство и разруха — это не про крестьянскую Русь. Тогда бы не могло родиться столько прекрасных произведений искусства, которые мы держим в руках. Наш музей ― про достойную деревенскую жизнь, про раздолье в доме, который ты построил сам, с вещами, которые ты сделал своими руками. Наше прошлое гораздо более яркое и достойное, чем мы думаем. Это все про богатство духа», ― говорит Ольга. 

Искать коней и смыслы: кто и зачем приезжает в музей 

В музей постоянно тянутся гости: за год приезжает около 10 тыс. человек. Большая часть ― туристы, которые посещают Переславль. Дизайнеры, актеры, режиссеры приезжают в музей за вдохновением. «Гости вдохновляются вышивкой, просят разрешения ее сфотографировать, чтобы использовать в принтах. Мы разрешаем ― и в результате популяризируем русское наивное искусство. Мы рады двигать кого-то вперед в его художественных поисках», ― утверждает Ягова. Создатели музея признаются, что многих притягивает название. Часто спрашивают, где тут конь в пальто. Его здесь и правда нет. Хотя коней представлено штук 20 ― организаторы даже придумали квест для детей, где надо найти все изображения копытных. Гостям обязательно рассказывают историю, как ямщики надевали тулупы на разгоряченных после поездки лошадей, чтоб они не замерзли. «Конь для человека XIX столетия — особенно для крестьянина и хлебопашца — центральная фигура в жизни. Его роль современному человеку сложно представить», — поясняет Ягова. 

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Планы на будущее

Планов у Глеба и Ольги много: доделать три комнаты для постоя, открыть выставочный зал, обновить экспозицию. Масштаб их идей уже выходит за рамки музея. Супруги планируют восстановить крестьянскую избу XIX века в глуши на границе Ярославской и Костромской областей, запустить кофейню и антикварный магазинчик в Ярославле.  «Успех нашего проекта в том, что мы попали в нужное время и делали все искренне. Из-за событий в мире можно было уже давно опустить руки. Но мы даем людям позитивный взгляд на прошлое, настоящее и будущее. Музей позволяет гостям твердо стоять на ногах, ощутить свои корни с гордостью и внутренним достоинством. Без этого человеку очень тяжело двигаться дальше по жизни», — убеждена Ольга Ягова.

Автор: Анастасия Бондарович