Как команда Мастерской Брусникина принесла питчинги в российский театр
Понятие «питчинг» пришло из киноиндустрии. Это презентация, на которой сценаристы и режиссеры защищают идеи будущих фильмов перед инвесторами. Режиссеры-брусникинцы переизобрели формат питчинга, адаптировав его для театра: теперь любой молодой режиссер может показать эскиз спектакля на сцене и получить финансовую поддержку продюсеров.
Мастерская Брусникина — независимый театр, созданный актером, режиссером и педагогом Дмитрием Брусникиным на основе набранного им курса в Школе-студии МХАТ. Сегодня это один самых востребованных коллективов в российском театре.
Своего пространства у театра нет. Площадки, на которых можно увидеть брусникинцев, — «Практика», «Театр.doc», Боярские палаты, пространство «Внутри».
Кураторы питчинга — актеры и режиссеры мастерской.
Каждый сезон три-четыре представленных эскиза превращаются в полноценные спектакли.
В разные годы питчинг проходил в культурном пространстве «Поле», в Доме творчества писателей Переделкино и в пространстве Театрального центра «На Плющихе».
Идея провести питчинг возникла у команды Мастерской Брусникина летом 2021 года. Режиссеры хотели представить будущие спектакли в формате эскизов — показать наброски, которые потенциально могли бы вырасти в готовые постановки. Первое мероприятие было внутренним, закрытым и проходило на родной площадке брусникинцев — в независимом театре «Практика». А уже через полгода команда организовала питчинг в Музее Москвы в открытом формате, пригласив зрителей.
«Слово "питчинг" всегда было киношным термином, в театре его не использовали, — рассказывает Мария Синицына, директор Мастерской Брусникина. — Наш первый показ мы назвали питчингом неофициально, про себя. А потом решили, что это подходящее название для проекта. Со временем другие театры тоже стали говорить о процессе просмотра и отбора эскизов как о питчинге. Слово стало общепринятым в нашей среде. Здесь мы были первыми, и здорово, что коллеги посчитали идею важной и применимой».
Критерии отбора — художественная ценность и возможность реализации проекта. Для Мастерской важны готовность режиссера активно работать над эскизом и укомплектованность творческой команды.
«Мы обеспечиваем молодым командам эскизов инфраструктуру — кастинг, техническую команду, оборудование, инструменты, репетиционные пространства. Несмотря на то что Мастерская Брусникина — независимый театр без государственной поддержки, мы можем похвастаться результатами: по итогам каждого питчинга три-четыре эскиза вырастают в спектакли. Потрясающая, если вдуматься, статистика», — делится Мария Синицына.
После представления эскиза на питчинге команда, которая работала над ним, получает обратную связь от экспертов и зрителей. На ее основе режиссеры впоследствии дорабатывают эскиз. А заинтересованные продюсеры решают, готовы ли поддержать производство спектакля.
Основная часть зрителей питчинга — аудитория Мастерской Брусникина, молодые и увлеченные экспериментальным современным театром люди. Кроме того, команда всегда зовет на показы тех, кто может оказать поддержку будущим премьерам: это художественное руководство театров и потенциальные финансовые или идейные партнеры.
«В то же время нам важно, что несколько режиссерских дебютов, состоявшихся на питчинге Мастерской Брусникина, стали точкой входа в профессию и в итоге выросли в замечательные и любимые спектакли», — говорит Мария Синицына.
Судьба спектаклей складывается по-разному, и показ эскиза на питчинге — не обязательно «билет в будущее». «Мне жаль, что в силу разных обстоятельств мы не играем несколько спектаклей, — добавляет Синицына. — Однако другие постановки, появившиеся на питчингах разных лет, прекрасно живут в репертуарном режиме. И весной мы ожидаем три премьеры по результатам питчинга 2024 года».
«Дмитрий Брусникин, основатель нашей мастерской, всегда настраивал ребят на то, что театр — не там, где стены и сцена, а там, где жизнь, — говорит Мария Синицына. — Для нас доверительные отношения единомышленников важнее, чем развитая инфраструктура, удобная доступность или громкое имя. Мы бесконечно благодарны Музею современного искусства "Гараж" за то, что он выдерживает интенсивные репетиции эскизов, и Театральному центру "На Плющихе", который принял нас в своих стенах в 2024 году, — за то, что подарил ощущение дома».
Кроме того, питчинг как мероприятие никогда не ограничивается только показами — помимо основной программы зрители могут послушать лекцию, побывать на читке пьесы или послушать DJ-сет. «Нам интересны разные близкие театру области. Например, молодая драматургия с уходом нескольких важных фестивалей для драматургов переживает не лучшие времена. Люди остались в России, пишут, но как найти площадку, где они будут услышаны? Для нас это возможность познакомить наших актеров, режиссеров и зрителей с их творчеством. Мы нарочно делаем параллельную программу питчинга гибкой, поскольку она, по нашему мнению, должна быть отражением современных процессов, которые происходят в искусстве», — заключает Мария Синицына.
Автор: Полина Краснянская
«Слово "питчинг" всегда было киношным термином, в театре его не использовали, — рассказывает Мария Синицына, директор Мастерской Брусникина. — Наш первый показ мы назвали питчингом неофициально, про себя. А потом решили, что это подходящее название для проекта. Со временем другие театры тоже стали говорить о процессе просмотра и отбора эскизов как о питчинге. Слово стало общепринятым в нашей среде. Здесь мы были первыми, и здорово, что коллеги посчитали идею важной и применимой».
Отбор и показ эскизов
«Сначала мы приглашаем к участию режиссеров, с которыми нам было бы интересно создать спектакль, — продолжает Мария Синицына. — Потом собираем заявки, где в свободной форме описана идея и даны вводные — например, сколько актеров нужно задействовать. Кураторы питчинга отбирают самые интересные заявки и голосуют за лучшие. В работе остаются от четырех до шести заявок, которым суждено превратиться в эскизы».Критерии отбора — художественная ценность и возможность реализации проекта. Для Мастерской важны готовность режиссера активно работать над эскизом и укомплектованность творческой команды.
«Мы обеспечиваем молодым командам эскизов инфраструктуру — кастинг, техническую команду, оборудование, инструменты, репетиционные пространства. Несмотря на то что Мастерская Брусникина — независимый театр без государственной поддержки, мы можем похвастаться результатами: по итогам каждого питчинга три-четыре эскиза вырастают в спектакли. Потрясающая, если вдуматься, статистика», — делится Мария Синицына.
После представления эскиза на питчинге команда, которая работала над ним, получает обратную связь от экспертов и зрителей. На ее основе режиссеры впоследствии дорабатывают эскиз. А заинтересованные продюсеры решают, готовы ли поддержать производство спектакля.
Основная часть зрителей питчинга — аудитория Мастерской Брусникина, молодые и увлеченные экспериментальным современным театром люди. Кроме того, команда всегда зовет на показы тех, кто может оказать поддержку будущим премьерам: это художественное руководство театров и потенциальные финансовые или идейные партнеры.
Лица питчинга
В проекте участвуют актеры и режиссеры с разным бэкграундом. У дебютантов есть шанс показать свой эскиз на одной сцене с опытными мастерами: например, с Юрием Квятковским, независимым театральным режиссером, чья опера «Аскет» родилась именно в результате питчинга. Из других знакомых лиц — Алина Насибуллина и ее «Каменный цветок», Саша Золотовицкий и спектакль «Мы уже здесь», Михаил Плутахин и «Простодурсен. Великий театр».«В то же время нам важно, что несколько режиссерских дебютов, состоявшихся на питчинге Мастерской Брусникина, стали точкой входа в профессию и в итоге выросли в замечательные и любимые спектакли», — говорит Мария Синицына.
Судьба спектаклей складывается по-разному, и показ эскиза на питчинге — не обязательно «билет в будущее». «Мне жаль, что в силу разных обстоятельств мы не играем несколько спектаклей, — добавляет Синицына. — Однако другие постановки, появившиеся на питчингах разных лет, прекрасно живут в репертуарном режиме. И весной мы ожидаем три премьеры по результатам питчинга 2024 года».
«Театр — не там, где стены»
Большинство спектаклей Мастерской Брусникина проходят в театре «Практика» — на родной площадке команды. Однако своего дома у нее до сих пор нет. Некоторые спектакли можно увидеть вне Большого Козихинского переулка — например, постановка Саши Золотовицкого «Мы уже здесь» про колонизацию Марса, ставшая хитом питчинга прошлого года, прямо сейчас идет в пространстве «Внутри», одном из самых перспективных новых театральных пространств Москвы.«Дмитрий Брусникин, основатель нашей мастерской, всегда настраивал ребят на то, что театр — не там, где стены и сцена, а там, где жизнь, — говорит Мария Синицына. — Для нас доверительные отношения единомышленников важнее, чем развитая инфраструктура, удобная доступность или громкое имя. Мы бесконечно благодарны Музею современного искусства "Гараж" за то, что он выдерживает интенсивные репетиции эскизов, и Театральному центру "На Плющихе", который принял нас в своих стенах в 2024 году, — за то, что подарил ощущение дома».
Эксперименты и сотворчество
Дмитрий Брусникин, легендарная фигура в российской театральной педагогике, первым стал изучать со студентами вербатим — подвид документального театра, в котором спектакли состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей. Документалистика, пластика, музыка, поэзия, проза — в спектаклях брусникинцев могло одновременно существовать все и сразу, сшибая неподготовленного зрителя с ног (не в буквальном смысле). Этот же подход унаследовал питчинг: если взглянуть на эскизы разных лет, можно встретить эксперименты с клоунадой, кукольным театром, мокьюментари, звуком, стендапом, пластикой. Никто не ограничивает режиссеров, ценность идеи они доказывают на сцене.Кроме того, питчинг как мероприятие никогда не ограничивается только показами — помимо основной программы зрители могут послушать лекцию, побывать на читке пьесы или послушать DJ-сет. «Нам интересны разные близкие театру области. Например, молодая драматургия с уходом нескольких важных фестивалей для драматургов переживает не лучшие времена. Люди остались в России, пишут, но как найти площадку, где они будут услышаны? Для нас это возможность познакомить наших актеров, режиссеров и зрителей с их творчеством. Мы нарочно делаем параллельную программу питчинга гибкой, поскольку она, по нашему мнению, должна быть отражением современных процессов, которые происходят в искусстве», — заключает Мария Синицына.
Автор: Полина Краснянская