Меняя повседневность культуры в регионе, проект находит свой подход к разговору о локальном современном искусстве не только в России, но и в мире.
Команда музея современного искусства Zaman
Ко всем визионерам
Команда музея современного искусства Zaman
Директор посольства музея современного искусства ZAMAN Алия Ахмадуллина в окружении членов команды музея / Фото: Пресс-служба
Культура
Команда музея современного искусства Zaman
Директор посольства музея современного искусства ZAMAN Алия Ахмадуллина в окружении членов команды музея / Фото: Пресс-служба
Культура

Как музей современного искусства ZAMAN заявил о себе до открытия

История музея современного искусства ZAMAN — это история о том, как создавать музей буквально с нуля. История поистине визионерская, ведь сам замысел проекта возник прежде, чем появились необходимые для такого дела ресурсы: коллекция и здание. ZAMAN задумывался как образцовый, сделанный по всем правилам музей, но из-за различных препятствий он стал функционировать как экспериментальная институция, проблематизирующая саму концепцию музея (может ли он существовать «без стен»?). Рассказываем, как команда ZAMAN пришла к тому, что музей — это не только результат, но и процесс.
Музей современного искусства ZAMAN популяризирует искусство художников из Поволжья, Прикамья и с Урала.
Слово zaman означает «время», «эпоха». Его понимают носители всех тюркских языков.
Пока у музея нет своего здания, он работает в экспериментальном формате посольства.
В 2023 году музей ZAMAN стал «Институцией года» по версии международной ярмарки современного искусства Cosmoscow.
Музей осваивает новаторские кураторские практики. Так, для недавней выставки «раздватричетырепять», подготовленной к 450-летию Уфы, художники придумывали для зрителей инструкции по взаимодействию с городским пространством.

Мечта — главный ресурс 

Когда в 2015 году предприниматель, инвестор и меценат Марат Ахметшин задумал открыть в Уфе музей современного искусства, у него не было ни коллекции, ни команды, ни здания — только мечта, идея. И конечно, финансы. Начать было решено со стройки, и уже потом заняться контентом. Власти согласовали меценату участок для строительства объекта, после чего был проведен закрытый конкурс на лучшее архитектурное решение. Если бы все шло по плану, то совсем скоро на живописном склоне реки Белой уже раскинулось бы, слегка нависая над ландшафтом, монументальное, но вместе с тем лаконичное здание музея, созданное по проекту известного бюро «Меганом». Однако в 2021 году арендованный участок пришлось передать под нужды правительства республики. Потрясение быстро сменилось принятием. «Построить здание — самое простое», — сказал тогда в одном интервью Марат Ахметшин. И просто начал строить музей по-другому.

Фото: Пресс-служба

Новый фундамент 

Оказалось, что начинать строительство можно не со стен, а с команды. И даже шире — с сообщества. Для развития публичной и выставочной программы пригласили кураторов Дамира Ниллумтаха, Динару Рыскильдину, Шамиля Шааева, Марию Сарычеву, Юрия Смирнова — потом к ним присоединились и другие. ZAMAN активно привлекает и волонтеров — каждого, кто располагает временем и идеями. А чтобы знакомить широкого зрителя с современным искусством, развивается практика медиаций. 

Пока у музея нет своего здания, он работает в экспериментальном формате посольства. Основная выставочная площадка расположилась на территории уфимского культурного кластера «Арт-КВАДРАТ», но ZAMAN не стремится привязываться к одной точке на карте. Так, осенью 2023 года ZAMAN сделал выставку в Ижевске — проект «Что останется после меня» был подготовлен совместно с Удмуртским республиканским музеем изобразительных искусств. Важной инициативой ZAMAN стала художественная резиденция «Стоянка», которая «перемещается с места на место в поисках новых нарративов и воспевает кочевничество как исследовательскую практику». Летом 2023-го резиденция расположилась в селе Воскресенское (Республика Башкортостан), а следующую «Стоянку» сделают уже в республике Чувашия, в рамках Чувашской биеннале современного искусства, запланированной на август 2025 года.

ZAMAN store
Фото: Пресс-служба

Как подчеркивает руководительница посольства музея современного искусства ZAMAN Алия Ахмадуллина, его выход за пределы Уфы и шире, Республики Башкортостан, не носит характер экспансии. Главная цель — налаживание связей с разными институциями Поволжья, Прикамья и Урала и поддержка и продвижение местных художников. «Мы мыслим себя именно как объединяющую институцию. Я считаю, что конкуренции в арт-сообществе вообще быть не должно. И особенно — в регионах. По сути, мы создаем экосистему институций через взаимодействие с ними и поиск альтернатив», — говорит она.

Работа с коллекцией 

Основой будущего музея станет личная коллекция Марата Ахметшина. С ее формированием помогает Мария Филатова — искусствовед, куратор, научный сотрудник Государственного музея Востока. Сейчас коллекция насчитывает порядка 400 работ в разных медиумах — от картин и скульптур до видеоарта и стрит-арта. Большинство авторов родом из Уфы, Казани и Ижевска, но их география расширяется. Более ранние работы относятся в основном к позднеперестроечному времени — именно тогда герои уфимского андеграунда сколотили арт-группу «Чингисхан» (Наиль Латфуллин, Василь Ханнанов, Расих Ахметвалиев, Ринат Харисов, Наиль Байбурин и другие). В собрании есть и произведения Рината Волигамси — вероятно, самого узнаваемого сегодня художника из Башкортостана. Молодое поколение представляют Rustam QBic, alesha, Михаил Демидов и другие (послушать, что некоторые из художников, с которыми сотрудничает ZAMAN, рассказывают о себе, можно на YouTube-канале музея). Поскольку ZAMAN стремится быть не просто музеем, но также исследовательской площадкой, помимо коллекции предметов искусства, идет формирование архива.

Экспозиция выставки «Из пещеры». Работа Радика Мусина «Наскальники»
Фото: Пресс-служба

Возникает закономерный вопрос: где же хранится коллекция и архив «музея без стен»? Для этого, как поделилась с нами Алия Ахмадуллина, создали фондохранилище. Организовано оно как подобает: с правильной температурой и противопожарной системой. Там работает хранитель, а программа «1С:Музей» позволяет описывать и каталогизировать экспонаты. 

Музей in progress

Всякая амбициозная инициатива любит риск и умение довериться интуиции — и этих качеств команде ZAMAN не занимать. Но, разумеется, учитывая колоссальный предпринимательский опыт Марата Ахметшина, подход к развитию музея выработан последовательный и серьезный. «Мы создаем систему: систему того, как мы работаем внутри команды, с художниками, с проектами, систему того, как это все описывается и регулируется, — делится Алия Ахмадуллина. — С самого начала мы планируем бюджеты и проекты на год, фиксируем динамические показатели качества, используемые в нашей работе. Для нас важна обратная связь аудитории: горожан, гостей города, арт-сообщества. Мы анализируем эти данные, чтобы понять, на что мы можем повлиять. С точки зрения управленческих решений — это бизнес-подход. А с точки зрения поддержки художников — чистой воды некоммерческая организация, которую один меценат финансирует из своих личных средств, потому что хочет построить музей». 

Экспозиция выставки «Из пещеры». Работа Миляуши Абайдуллиной «Они ткали»
Фото: Пресс-служба

ZAMAN часто называют «будущим музеем». Но он не будущий, а создающийся здесь и сейчас, своеобразный «музей in progress». Процессуальность — когда действие столь же важно, а порой и важнее, чем результат, — характерная черта современного искусства. Так почему бы не перенести эту модель и на институцию, которая репрезентирует современное искусство? «Мы позволили себе экспериментировать, пока у нас не будет здания, и это дает нам большую легкость и гибкость в принятии решений, — говорит Алия Ахмадуллина. — И если у нас что-то не получается, мы просто пробуем другие варианты». 

Автор: Алиса Дудакова-Кашуро