Как превратить сады в искусство
Считывая контекст
«Мы не создаем красивую статичную картинку, мы продумываем, как это будет жить, меняться, развиваться во времени», — говорит Дмитрий Голубев. Если спросить авторов, что для них главное при создании сада, они скажут «контекст», закладывая в это слово все: архитектуру, географию (а с ней и присущий для заданных широт набор проблем и растений), но прежде всего личность заказчика. «Сад — это приграничная полоса, особое пространство между домом и окружающим миром», — говорит Дмитрий. Поэтому их сады всегда такие разные: «МОХ» легко может создать улучшенную версию естественного леса — с папоротниками и цветами, — подступающего прямо к дому, или перенести на на нашу почву модные сегодня в мире сады трав и злаков, сделать регулярный сад, садовый лабиринт, пейзажный сад. Но особенно интересно смотреть, как они преобразовывают ландшафт, прилегающий к яркой современной архитектуре — со всей ее сложной геометрией и доминирующими объемами. К слову, именно о таком саде был опубликован материал в английском журнале Royal Horticultural Society, и это пока единственный российский проект, появившийся на его страницах. Для любого ландшафтного архитектора это знак качества и исключительный повод для гордости.
Выход в город
Частный сад тем и хорош, что он скрыт от любопытных глаз, так что знаковыми для бюро являются немногочисленные созданные ими общественные пространства. Во-первых, это ставший знаменитым Сад трав Новой Голландии, декоративный и графичный почти в любое время года благодаря замечательным сочетаниям злаков и многолетников. Во-вторых, pop-up «Тишина» при музее «Гараж» — ностальгический сад внутри парка Горького, который был создан на время выставки польского художника Павла Альтхамера: крошечный уединенный фрагмент лесной опушки посреди большого города, с поваленными деревьями и дикими травами. Задуманный как сад для медитаций, он действительно помогал замедлить безумный московский ритм и откликнулся очень многим. Сейчас бюро работает над еще одним общественным садом в Суздале.
Общественных пространств не так много, потому что нужен особый контакт с заказчиком, а в работе с «городом» и с девелоперами его, как правило, нет. В первом случае нет конкретного человека, который принимает финальные решения, и все глохнет в обсуждениях и согласованиях. Девелоперы же, по словам архитекторов, больше заинтересованы в «красивой картинке» на момент продажи, но как все это будет реализовываться, а главное — поддерживаться, уже никому не важно, поэтому проекты не дотягивают до нужного уровня. А уход решает судьбу любого цветника.
Сейчас «МОХ» делает сад в Европе, о котором пока не рассказывает подробно, но это один из так называемых терапевтических садов, где все призвано максимально воздействовать на чувства и эмоции человека — с помощью красок, запахов, тактильных впечатлений. Подобные сады в последнее время создаются при разного рода медицинских заведениях. Природа, как известно, лечит, и сегодня это начинают исследовать и использовать со всей страстью научного подхода.
Природа. Сады. Культура
Полтора года назад компания открыла представительство в Москве в Старомонетном переулке, которое с самого начала задумывалось как нечто гораздо большее, чем просто офис: по замыслу создателей он стал небольшим культурным центром, галереей, где регулярно проходят выставки современных художников и другие мероприятия — от воркшопов по флористике до лекций о ландшафтной архитектуре, кино и моде. Недаром слоган места — «МОХ: природа, сады, культура». Лекции записываются и выкладываются в ютьюб-канале бюро, превращаясь в онлайн-энциклопедию садового искусства. Продолжает историю телеграм-канал «Изящное садоводство», в котором можно любоваться лучшими садами по всему миру (их, кстати, регулярно навещают Юрий и Дмитрий). Удивительно, но проекты самого бюро здесь не мелькают навязчивой рекламой, у всех этих площадок не такая прямолинейная задача — они скорее должны формировать пресловутую насмотренность. А вслед за ней и желание окружить себя подобным. Процесс неспешный, который может растянуться на десятилетия, но садоводство вообще удел терпеливых.