Как спустя 100 лет в усадьбе Льва Толстого снова появился театр
Профессиональный театр Толстой не любил — считал его слишком элитарным развлечением. Однако с удовольствием занимался домашними постановками и сам писал для них пьесы. Спустя столетие после смерти писателя театр в уже совершенно ином масштабе появился на территории Ясной Поляны после того, как в 2016 году губернатор Тульской области Алексей Дюмин предложил создать фестиваль по аналогии с Чеховским фестивалем в Москве и Шукшинским на Алтае.
Каждое лето в усадьбу стали привозить громкие спектакли, так или иначе связанные с произведениями или биографией Льва Николаевича. Перемещаясь по разным локациям на фестивале, зрители могут увидеть не только хедлайнера, но и посмотреть работы разных театров и режиссеров, часть из которых создана специально для Ясной Поляны.
Новая жизнь фестиваля началась в 2021 году, когда его руководителем стала Екатерина Толстая, прапраправнучка писателя. До этого Толстая организовывала выставки в павильоне России на Венецианской биеннале. Под началом нового руководителя в программе фестиваля появились постановки, связанные с культурным контекстом толстовской эпохи (яркий пример — спектакль «Лес», навеянный философией Владимира Бибихина), кинопрограмма и лекции от научных сотрудников музея-усадьбы и столичных литературоведов.
Гвоздем программы остались масштабные постановки из Москвы и Санкт-Петербурга. За три года в Ясной Поляне успели побывать Театр имени Вахтангова со спектаклем «Война и мир», Театр имени Маяковского с «Русским романом» и перформансы Мастерской Брусникина. А год назад приехал и Большой театр.
В 2023 году исполнилось 150 лет с начала написания романа «Анна Каренина». Памятную дату хотелось отметить с размахом. «Что может быть ярче, чем приезд спектакля с Исторической сцены Большого театра прямо в яснополянские поля?» — смеется Екатерина Толстая. После долгого обсуждения технических нюансов с руководством Большого решили, что «Анне Карениной» Джона Ноймайера в Ясной Поляне — быть.
Масштабы застройки и гастролей были колоссальными: сцена и зрительный зал расположились прямо в поле. «Магия момента, когда произведения Толстого оживают в тех местах, где они были написаны, абсолютно неповторима, — вспоминает Екатерина Толстая. — Когда на сцену выходит Левин на сенокос и ты понимаешь, что это происходит в тех же полях, которые Толстой описывает в романе. И ты сидишь на закатном солнце и смотришь на невероятные движения. Это стоит всех усилий».
Весь дом — театр
Впервые Екатерина Толстая попала в Ясную Поляну в 1994 году, когда ей было семь, именно в это время ее отца, журналиста Владимира Толстого, назначили директором музея-усадьбы «Ясная Поляна». Вместе с сестрой Екатерина стала приезжать сюда каждое лето. И влюбилась в территорию, которая окружает музей.
Став руководителем, Екатерина превратила в сценическое пространство отдаленные части усадьбы. «В Ясную Поляну обычно приезжают одним днем, и за это время нужно очень много всего посмотреть: в первый раз побывать в доме Толстого, дойти до его могилы в лесу и еще успеть осмотреть всю центральную часть усадьбы, — поясняет Екатерина. — Но именно эти поля, луга, ручьи и леса, находящиеся в отдалении от стандартного туристического маршрута, и сохраняют в себе магию, которая вдохновляла Льва Николаевича».
В планах — сделать природный амфитеатр у реки Воронки, в конце заливного поля. А еще добавить больше музыки: запустить в один из прудов понтон с исполнителями.
Екатерина с интересом следит за проектами, авторы которых вдохновляются не только художественными текстами писателя, но и дневниками и перепиской. «Лев Толстой. Лайфстайл» — прекрасный проект, с юмором и иронией, и мне кажется, это очень важно, — говорит она. — На каждую жизненную ситуацию и на каждый день и настроение можно найти абсолютно выверенную реакцию Льва Николаевича, и как-то менее грустно становится, если знаешь, что и у Толстого были дни, когда он ленился или праздно себя вел, хоть и ругал себя за такое поведение».