Осмысляет литературное наследие Льва Толстого с помощью музыки, театра и других видов искусства, поражая масштабом замыслов и воплощений.
Команда фестиваля «Толстой»
Ко всем визионерам
Команда фестиваля «Толстой»
Фото: Пресс-служба
Культура
Команда фестиваля «Толстой»
Команда фестиваля «Толстой»
Фото: Пресс-служба
Культура

Как спустя 100 лет в усадьбе Льва Толстого снова появился театр

Ясная Поляна в Тульской области — усадьба, в которой родился, жил, творил и был похоронен Лев Николаевич Толстой. Здесь писатель написал не только свои главные произведения, но и менее известные пьесы для любительских спектаклей, созданные специально для семьи. Команда фестиваля «Толстой» вернула на территорию усадьбы не только театр, но и творческие поиски.
Фестиваль «Толстой» проходит с 2016 года.
Его длительность — несколько дней. Это продолжает традицию больших музыкальных и театральных смотров от Зальцбургского фестиваля до Рурской триеннале.
В усадьбе режиссеры создают новые спектакли в условиях открытого пространства и ориентируясь на .
В 2023 году на территории построили копию Исторической сцены Большого театра за три недели — для гастролей «Анны Карениной» Джона Ноймайера.
В 2024 году фестиваль прошел на территории усадьбы с 5 по 7 июля. Гостем фестиваля стал Александринский театр и спектакль «Воскресение» Никиты Кобелева.

Фото: Пресс-служба

Профессиональный театр Толстой не любил — считал его слишком элитарным развлечением. Однако с удовольствием занимался домашними постановками и сам писал для них пьесы. Спустя столетие после смерти писателя театр в уже совершенно ином масштабе появился на территории Ясной Поляны после того, как в 2016 году губернатор Тульской области Алексей Дюмин предложил создать фестиваль по аналогии с Чеховским фестивалем в Москве и Шукшинским на Алтае. 

Каждое лето в усадьбу стали привозить громкие спектакли, так или иначе связанные с произведениями или биографией Льва Николаевича. Перемещаясь по разным локациям на фестивале, зрители могут увидеть не только хедлайнера, но и посмотреть работы разных театров и режиссеров, часть из которых создана специально для Ясной Поляны. 

Фото: Пресс-служба

Ноймайер в поле 

Новая жизнь фестиваля началась в 2021 году, когда его руководителем стала Екатерина Толстая, прапраправнучка писателя. До этого Толстая организовывала выставки в павильоне России на Венецианской биеннале. Под началом нового руководителя в программе фестиваля появились постановки, связанные с культурным контекстом толстовской эпохи (яркий пример — спектакль «Лес», навеянный философией Владимира Бибихина), кинопрограмма и лекции от научных сотрудников музея-усадьбы и столичных литературоведов.

Гвоздем программы остались масштабные постановки из Москвы и Санкт-Петербурга. За три года в Ясной Поляне успели побывать Театр имени Вахтангова со спектаклем «Война и мир», Театр имени Маяковского с «Русским романом» и перформансы Мастерской Брусникина. А год назад приехал и Большой театр.

В 2023 году исполнилось 150 лет с начала написания романа «Анна Каренина». Памятную дату хотелось отметить с размахом. «Что может быть ярче, чем приезд спектакля с Исторической сцены Большого театра прямо в яснополянские поля?» — смеется Екатерина Толстая. После долгого обсуждения технических нюансов с руководством Большого решили, что «Анне Карениной» Джона Ноймайера в Ясной Поляне — быть.

Масштабы застройки и гастролей были колоссальными: сцена и зрительный зал расположились прямо в поле. «Магия момента, когда произведения Толстого оживают в тех местах, где они были написаны, абсолютно неповторима, — вспоминает Екатерина Толстая. — Когда на сцену выходит Левин на сенокос и ты понимаешь, что это происходит в тех же полях, которые Толстой описывает в романе. И ты сидишь на закатном солнце и смотришь на невероятные движения. Это стоит всех усилий».

Фото: Пресс-служба


Весь дом — театр 

Впервые Екатерина Толстая попала в Ясную Поляну в 1994 году, когда ей было семь, именно в это время ее отца, журналиста Владимира Толстого, назначили директором музея-усадьбы «Ясная Поляна». Вместе с сестрой Екатерина стала приезжать сюда каждое лето. И влюбилась в территорию, которая окружает музей. 

Став руководителем, Екатерина превратила в сценическое пространство отдаленные части усадьбы. «В Ясную Поляну обычно приезжают одним днем, и за это время нужно очень много всего посмотреть: в первый раз побывать в доме Толстого, дойти до его могилы в лесу и еще успеть осмотреть всю центральную часть усадьбы, — поясняет Екатерина. — Но именно эти поля, луга, ручьи и леса, находящиеся в отдалении от стандартного туристического маршрута, и сохраняют в себе магию, которая вдохновляла Льва Николаевича».

Каждый год фестиваль старается не только привозить яркие спектакли из других регионов, но и создавать собственные постановки с учетом особенностей усадьбы. Важно, чтобы их авторы имели возможность пожить на территории, погрузиться в пространство музея, пообщаться с сотрудниками. «Все проекты нашли какой-то совсем свой кусочек усадьбы, — говорит Екатерина. — «Лес. Дневники» забурились вглубь елок и берез недалеко от могилы Льва Николаевича, а «Муравейное братство» Мастерской Брусникина заполнило музыкой и игрой дальние поля и луга, устроив целое путешествие по любимым местам из детства членов семьи Толстых».

В планах — сделать природный амфитеатр у реки Воронки, в конце заливного поля. А еще добавить больше музыки: запустить в один из прудов понтон с исполнителями.

Фото: Пресс-служба


Толстой как стиль жизни

Екатерина с интересом следит за проектами, авторы которых вдохновляются не только художественными текстами писателя, но и дневниками и перепиской. «Лев Толстой. Лайфстайл» — прекрасный проект, с юмором и иронией, и мне кажется, это очень важно, — говорит она. — На каждую жизненную ситуацию и на каждый день и настроение можно найти абсолютно выверенную реакцию Льва Николаевича, и как-то менее грустно становится, если знаешь, что и у Толстого были дни, когда он ленился или праздно себя вел, хоть и ругал себя за такое поведение».