Как калужская деревня стала арт-пространством мирового уровня
Из маленькой идеи в движущую силу региона
В 2006 году Юлия Бычкова, Николай Полисский и Антон Кочуркин загорелись идеей фестиваля ландшафтного искусства, но средств на организацию не было. Первое «Архстояние» организаторы провели на грант 1 млн руб. от Благотворительного фонда Потанина.
С годами бескрайние поля и леса Калужской области обрастали массивными арт-объектами. Представьте 18-метровый «Маяк», сделанный из засохших деревьев, или огромную деревянную раковину — это инсталляция «Ухо», где можно уединиться вдали от суеты. В 2007 году нидерландский архитектор Адриан Гейзе построил на окраине поляны интровертный «Павильон шишек», укрытый высокими соснами. На его изготовление ушло 45 кубометров шишек.
«Никто не верит в силу культуры. Все постоянно ноют, что нет денег и без них нельзя начать проект. Но у нас их тоже не было. Мы даже не думали, что создадим арт-парк и сотню рабочих мест, вокруг проекта вырастет сообщество и сгенерирует огромное количество энергии. Мы не предполагали, что эта история растянется на 20 лет», — вспоминает Юлия.
Фестивали заканчивались, а инсталляции оставались, и люди продолжали приезжать, чтобы на них посмотреть. Так, в 2011 году вокруг инсталляций вырос ландшафтный арт-парк «Никола-Ленивец» площадью 650 га ― это больше 900 футбольных полей. В парке появились действительно гигантские объекты. «Мавзолей мечты» архитектора Тотана Кузембаева вырос на 29 м в высоту, как девятиэтажный дом. Башня из вторсырья — костей животных, пластика и стекла ― олицетворяет конечность ресурсов и засилье культуры потребления.
«Архстояние» — это для тех, кто «шарит»
Фестиваль стал мастерской под открытым небом, где художники, архитекторы и скульпторы создают свою маленькую утопию. «Архстояние» проходит ежегодно вне зависимости от погоды, нашествий комаров, пандемии и внешнеполитических событий. Запланированные даты фестиваля никогда не переносились. «Концепция устойчивости ― это про ответственность перед миром и самим собой. Наш фестиваль служит опорой для людей и позволяет им чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Наши гости знают, что мы продолжим развивать сообщество, несмотря ни на что, и создавать территорию безусловного принятия», ― объясняет Юлия.
Гости «Архстояния» ― не просто наблюдатели, но участники творческого процесса, соавторы новой вселенной. Они стремятся к созидающим формам отдыха, развиваются через культуру и хотят понять, какое оно ― современное искусство. Посетители часто говорят: «Архстояние» — это для тех, кто «шарит».
«Гости фестиваля испытывают восторг от масштаба происходящего, синергии природы и искусства, возможности поучаствовать в процессе созидания», — отмечает Юлия Бычкова, однако добавляет: легкость и свобода здесь существуют лишь благодаря большому труду. Над проектом круглый год работает сотня сотрудников ― никакой свободы не получится, если нет плана действий для всей команды.
Предназначение — зажигать звезды
Со временем Юлия отказалась от практики архитектора и посвятила себя поиску талантов. Системный склад ума пригодился ― у Юлии даже зарождение идей идет по четко прописанному плану. Она верит, что большое искусство создают холодный ум и открытое сердце.
Круглый год Юлия Бычкова ищет самобытных авторов по всей стране. Продюсер фестиваля ездит по галереям, музеям, выставочным центрам и лучших художников заносит в базу талантов: на основе нее и после тысячи километров пройденных дорог Юлия и ее команда составляют программы фестивалей. В списке уже больше 2 тыс. имен.
«Я давно поняла, что мое предназначение — зажигать звезды, то есть создавать среду, где люди смогут реализовать свою мечту, заявить о себе. Стараюсь ориентироваться на ощущения: если инсталляция радует меня, то и остальных приятно удивит. Так замечательно, что появился "Никола-Ленивец" — отдельный мир, который существует по нашим правилам», ― говорит Юлия.
Однако не каждый может вписаться в художественные принципы парка. Юлия отмечает: «Мы считаем, что искусству, далекому от мегаполиса, необходима абстракция. Зрителям нужна свобода интерпретации. У нас не может быть супердорогого искусства». В «Никола-Ленивце» также нет места консервативному фигуративному искусству. Объекты парка должны вписываться в окружающую среду, быть устойчивыми, антивандальными, всесезонными.
Процесс продюсирования увлек Юлию. Если автор начинающий, то ему нужно дать опыт, поделиться экспертизой, рассказать и научить. Юлия объясняет молодым талантам, что творчество — это труд и дисциплина, только так можно добиться успеха.
«Быть визионером, — рассказывает Юлия, — значит находиться над схваткой. Видеть процесс не изнутри, а снаружи, поверх, на пять шагов вперед. Это смелость, понимание своей миссии. Мы свою осознаем. Я верю, что через пять — десять лет самым обсуждаемым в нашей сфере будет количество устойчивых частных проектов в культуре. Такие, как "Никола-Ленивец", обязательно появятся. Это будет конкуренция, а значит, рост и движение вперед».
Эксперименты на фесте: продленка и карвинг
«Мы» ― так звучала тема фестиваля в 2024 году. «Выбирая тему, учитываем глобальный и локальный контекст. "Мы" ― это про то, что всегда можно договариваться. Нам кажется, что мир забыл, как это делать», ― комментирует Юлия концепт «Архстояния-2024».
Фестиваль провел конкурс на кэмпы и получил 250 заявок из более чем 20 регионов России, из которых нужно было выбрать всего десять. Юлия и соорганизаторы не смогли столь ограничить себя и гостей и представили 30 кэмпов. На кэмпе «Продленка для взрослых» 30 гостей конструировали из подручных материалов собственный город, а объединение Lotus из Санкт-Петербурга издало журнал о фестивале и подарило печатные номера и гостям. Авторы из Камышина построили кэмп на арбузной культуре и создали арт-объект из арбузов, обучали карвингу — искусству художественной резки на мякоти и корках.
Много зрителей привлек кэмп с практикам тотального бездействия, которое в современном мире сложно и даже страшно себе представить. У участников было расписание и задание, как и сколько бездействовать. Сидеть, лежать или стоять с открытыми и закрытыми глазами, наедине с собой и своими мыслями. Были на фестивале и «Художественные ульи», посвященные женскому искусству, ― внутри них вместо пчел находились женщины, которые разговаривали о гендерных ролях.
«В большом аквариуме должны водиться большие черепахи»
«Архстояние» распространяет свою экспертизу и наполняет качественным искусством всю Россию под брендом «Бюро Никола-Ленивец». Художники посещают в «Никола-Ленивце» творческие мастерские и учатся у известных авторов паблик-арту. Так, Николай Полисский установил свои скульптуры в Якутии и в Чехове, первые крупные работы в «Никола-Ленивце» сделали художник Дмитрий Каварга и яркий представитель воронежской художественной сцены Иван Горшков, дважды лауреат премии в области современного искусства «Соратник» Ирина Корина, основатель направления «перкинизм» Вова Перкин из Майкопа и десяток других талантливых людей.
Юлия говорит, что «Архстояние» — большая черепаха в аквариуме страны: «Земля в нашей стране насчитывает огромное количество квадратных километров, а вот культуры на ней чудовищно мало. Хочется помочь культуре страны развиваться равномерно и децентрализовано. Через культуру общественных пространств мы повышаем качество жизни, рефлексии, горизонтальных связей и городской среды. Фест работает на то, чтобы люди ценили пространство, в котором живут».
Когда культура впереди экономики
Деревня Никола-Ленивец стала редким местом, где культура сформировала экономику. Арт-парк вдохновил местных жителей и приезжих, и они стали развивать бизнес на окружающих территориях. Люди выращивают туи, занимаются сельским хозяйством, создают фермы улиток, открывают глэмпинги и маленькие арт-парки. Растет и цена на землю.
«Думаю, секрет успеха в том, чтобы делать все от сердца. Также нужна вера в свою идею. Она дает внутреннюю опору, веру в то, что у тебя все получится, независимо ни от чего. И без любопытства никак. Нужно постоянно интересоваться новым, рефлексировать, не бояться расставаться со старым и идти в новое», — говорит Юлия.
Она также намекает, что на фестивале 2025 года Никола-Ленивец, возможно, станет городом-антиутопией и что среди участников стоит ожидать представителей зарубежья ― Китая, Индии и Турции. «Мы хотим популяризировать русских авторов за рубежом и нарабатывать символический и культурный капитал имиджа нашей страны», — поделилась намерениями генеральный продюсер фестиваля «Архстояние».
Автор: Анастасия Бондарович