Дала новую жизнь Дому творчества, запустив программу резиденций и вернув ему статус места силы.
Команда Дома творчества писателей Переделкино
Ко всем визионерам
Команда Дома творчества писателей Переделкино
/ Фото: Пресс-служба
Культура
Команда Дома творчества писателей Переделкино
Команда Дома творчества писателей Переделкино
/ Фото: Пресс-служба
Культура

Как забытый Дом творчества стал «местом силы» современных авторов

Городок писателей Переделкино был создан по инициативе советской власти, чтобы литераторы могли работать над произведениями «в условиях материальной независимости». Здесь, например, жили Борис Пастернак, Корней Чуковский, Евгений Евтушенко — все, кто формировал литературный авангард эпохи. В 1990-е место пришло в запустение. А спустя 30 лет в Переделкине снова пишут книги, которые появляются на прилавках магазинов.
В работе резиденции принимают участие не только писатели, но и переводчики, художники, музыканты.
За три года существования резиденции в Переделкине жили и работали более 500 человек.
Конкурс в резиденции в среднем составляет 15 человек на место.
Ежегодно команда проводит питчинги, чтобы помочь авторам найти издателя.
Резиденты Переделкина входят в списки самых перспективных авторов по версии Forbes и The Blueprint.

История обновленного Переделкина началась со случайности. Дарья Беглова, будущий руководитель Дома творчества, которая работала в «Сколково», пропустила поворот с дороги — и впервые попала в городок писателей. «В 2018 году пространство было в шокирующем состоянии: здания, в которых когда-то жили и работали знаменитые русские литераторы, были отданы под общежития, великолепный модернистский корпус заброшен, парк — криминализован, — рассказывает Дарья. — Стало ясно, что только возвращение писательского сообщества в Дом творчества позволит возродить пространство и вернуть его предназначение — быть литературной резиденцией».

Фото: Пресс-служба

Литературная резиденция тогда и сейчас

Дом творчества Переделкино сохранил традицию, заложенную в 1950-х годах. Главные отличия от советской эпохи — отсутствие разделения на известных и начинающих авторов, прозрачный процесс подачи заявки и отбора резидентов, работа с авторами и после окончания резиденции. «В советское время поддержку в Доме творчества чаще всего получали состоявшиеся писатели, — поясняет Юлия Вронская, директор по развитию Дома творчества Переделкино. — Сейчас, чтобы попасть в резиденцию, все подают стандартную заявку, а рабочая группа выбирает 10 резидентов. Они приезжают в Переделкино за счет Дома творчества и попадают в сообщество авторов, которых мы впоследствии зовем на издательские питчинги и слеты». Резидентам предоставляют все условия для работы: жилье, трехразовое питание, коворкинг и профессиональную поддержку.

Первая резиденция открылась в Переделкине в июне 2021 года. Условием была творческая свобода: команда не требовала планов и отчетов. Юлия Вронская делится: «Понятие “творческий успех” зависело от потребностей резидента. Кому-то было важно найти свою среду, кому-то — отдохнуть от социальных обязанностей, попробовать новые подходы к работе в специально созданных условиях».

В последние два года стали появляться первые «результаты» работы резиденции — произведения, которые были полностью или частично написаны в Доме творчества Переделкино. В издательстве «Альпина.Проза» вышли книги Даши Благовой «Течения», Аси Демишкевич «Раз мальчишка, два мальчишка», Анны Шипиловой «Скоро Москва». В «Редакции Елены Шубиной» — книги Светланы Павловой «Голод» и Марии Лебедевой «Там темно». В «Самокате» — книги Вали Филиппенко и Ивана Бевза. 

А в апреле и мае 2024 года семь резидентов Дома творчества вошли в длинный список номинантов премии «Большая книга», шесть — в длинный список премии «Ясная Поляна», и еще пять — в длинный список премии «Лицей». 

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Из чего состоит Переделкино

Самый важный объект городка — Дом творчества, каменная постройка с колоннами, которая появилась на территории в 1955 году. Здесь проходят выставки и работает команда. «Наша мечта — вернуть писателей в здание, где бывал весь цвет литературы XX века: Ольга Берггольц, Арсений Тарковский, Ирина Пивоварова, Евгений Евтушенко, Василий Аксенов. Для этого нужно сделать большой ремонт», — говорит Дарья Беглова.

Позже к корпусу пристроили стеклянное здание. Сейчас это клуб Дома творчества, где сосредоточилась культурная программа: встречи с писателями, лекции, книжный и поэтический клубы, концерты, коворкинг. В 1980-е здесь появилось здание гостиницы, в которой сейчас может остановиться каждый желающий.

На территории Дома творчества есть несколько бывших писательских дач. В одной из них работает книжный «Дом писателя», где можно купить книги и увидеть интерьер жилища советского литератора. 

Фото: Пресс-служба

Дача, куда может приехать каждый

В городок писателей ежедневно сбегают москвичи в стремлении попробовать «дачную» жизнь без сопутствующих обязательств. Вместо электрички (хотя можно и на ней!) — всего 10 минут на такси от метро «Новопеределкино», а вместо грядок — лекции, экскурсии и книжный клуб. Мероприятия Дома творчества рассчитаны не только на резидентов, но и на всех, кто интересуется литературой.

Среди проектов, которыми гордится команда, — выставка, посвященная детской книге Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания», и выставка «Хроники Переделкина», результат исследовательской работы, посвященной истории домов писательского городка. Еще одна гордость — бюро экскурсий. «Наши сотрудники — большие знатоки истории городка писателей и прекрасные рассказчики», — делится Дарья Беглова.

Если культурная программа утомила, можно отправиться на обед. На территории несколько заведений: кафе «Робин», ресторан «Библиотека» и эклерная «Алло Алло». В выходные аншлаг везде — сказывается большое число посетителей писательского городка.

«Мы рады, что пространство, посвященное чтению и современным авторам, может быть интересно разным аудиториям, и усиливаем этот интерес новыми форматами, — говорит Юлия Вронская. — Мы ощущаем культурную ностальгию по отношению к литературе, как бы она ни проявлялась: в экскурсионной прогулке, в знакомстве с советской дачной эстетикой, в походе в наш книжный или просто во встрече с друзьями в “модном месте”». 

«Визионерство всегда было большой частью русской литературы, — добавляет Дарья Беглова. — И мы надеемся, что становимся проводниками больших идей, заложенных в литературных текстах».