![Команда Дома культуры «ГЭС-2» и проекта «Небесные артефакты»](/upload/iblock/ce9/0rd6uzodnhn6f7ql3szg3res4ngqln0w.jpg)
Как команды «ГЭС-2» и проекта «Небесные артефакты» рассказывают старую историю в новом масштабе
«Полина Ивановна пришла к нам со словом "масштаб", — вспоминает рождение проекта программный директор Дома культуры «ГЭС-2» Алиса Прудникова, — и сказала, что это пространство будто создано для работ Франциско Инфанте».
![](/upload/multy_img/647/7gaiv3apoqhbox0bi0tvvi0z70kuj9ac.jpg)
Представленные в проекте «Небесные артефакты» объекты — пять трехмерных и три фотоартефакта (в инсталляцию наряду с работами Франциско входит одна работа его сына Платона Инфанте) — это ранние работы Инфанте-Араны, созданные им совместно с женой Нонной Горюновой 60 лет назад и кропотливо воспроизведенные специально для Дома культуры по миниатюрным прототипам-моделям, но многократно увеличенные по сравнению с оригиналами.
Последнее связано с идеей вовлечения в проект самой архитектуры «ГЭС-2», ведь пространство Дома культуры, а именно проспект и площадь, на которых размещены артефакты, предполагает масштаб, выход за рамки привычных представлений и одновременно согласуется с внутренним посылом артефактов.
«Потому что так создано это здание, — рассуждает автор проекта Полина Лобачевская. — Оно удивительным образом дает нам ощущение полета. А главный, так сказать, пафос [работ Инфанте], главный смысл — в том, что они летят».
Попав на площадь и проспект «ГЭС-2», артефакты не просто разрастаются, но устремляются в бесконечность: похоже, еще немного, и они вырвутся за пределы здания. В то же время каждая работа отражает происходящее внутри Дома культуры: конструкции зеркальны и потому перекликаются, вступают во взаимодействие в том числе с выставками, театральными постановками, сиюминутной жизнью в кафе и книжном магазине. Диалог между архитектурой и артефактами продолжается как в концептуальном, так и в событийном и даже бытовом полях.
«Возведенные в такой масштаб родительские работы — это, мне кажется, замечательное попадание, — говорит сын художника Платон Инфанте. — Потому что при всей основательности своей формы они зеркальные, поэтому растворяются в пространстве, но не дублируют его, а дополняют, сообщают ему какое-то новое качество, я бы назвал его качеством искривления. И поскольку здесь все такое четкое, геометричное, то увидеть, как [пространство] закручивается, например, в спирали, — это новый опыт».
Платон Инфанте создал для проекта «Небесные артефакты» работу «Два времени» по заказу «ГЭС-2», а также продумал звуковое сопровождение для всей инсталляции. Саунд-дизайн представляет собой электронные трели, чей темп и модуляции обоснованы особыми математическими подсчетами, связанными с динамикой конструкций. Таким образом, работы Инфанте-Араны превращаются в мультимедийные инсталляции, где каждая составляющая — артефакты, пространство, другие объекты и выставки, свет, звук и так далее — наделяет проект новыми смыслами, трактовками и комментариями. Но еще одна важнейшая составляющая этого ансамбля — это зритель. «Любое взаимодействие художника с этими 100 метрами полностью меняет ощущение зрителя в пространстве "ГЭС-2", — комментирует Алиса Прудникова. — Оно задает новую оптику, оно влияет на другие программы, которые здесь проходят».
По мнению американского искусствоведа Джона Боулта, сама архитектура «ГЭС-2» имеет много общего с творчеством Инфанте-Араны. В здании, возведенном по проекту Ренцо Пьяно, большую роль играют прозрачность, хрустальность и рефлексивность.
«Эти качества очень важны для Франциско, — говорит Боулт. — Что находится за зеркалом? Из-за этой прозрачности мы не совсем уверены, мы здесь или там? Я думаю, что эта странная амбивалентность очень интересует Франциско».
Однако актуальность работ Инфанте-Араны транслируется не только через диалог между архитектурой Дома культуры и самих артефактов, но и через объединение в проекте искусства и науки, а также отношения ко времени как к пластичному и подвижному источнику визионерских идей и качеств, порой метафизических, которые каждая эпоха и зритель в ней наделяют своими прочтениями.
«Мы не видим за [артефактами] работы 1960-х годов старую историю, рассказанную в новом масштабе, — подчеркивает Алиса Прудникова вневременность «Небесных артефактов». — Мы видим их актуальными и тем более интересными, они постоянно возвращают нас в ту самую историю искусств, к которой они уже принадлежат».
Автор: Кристина Сарханянц