Максимально приближают к новой академической музыке, находясь в постоянном поиске смыслов и площадок для их воплощений.
Евгения Лассарь, Вероника Белоусова, фестиваль Sound Up
Ко всем визионерам
Евгения Лассарь, Вероника Белоусова, фестиваль Sound Up
Фото: Пресс-служба
Культура
Евгения Лассарь, Вероника Белоусовафестиваль Sound Up
Евгения Лассарь, Вероника Белоусова, фестиваль Sound Up
Фото: Пресс-служба
Культура

Как академическая музыка зазвучала вне стен филармонии благодаря фестивалю Sound Up

Еще недавно «новая академическая музыка» ассоциировалась у публики с чем-то скучным и однообразным. Или по крайней мере с разделом «фортепианный чил-аут» в Apple Music. Вероника Белоусова и Евгения Лассарь, основатели фестиваля Sound Up, показали аудитории, что современная классика — это модно и актуально.
Sound Up — победитель в категории «Музыкальный фестиваль года» премии «Событие года — 2016».
Концерты Sound Up проходили в библиотеке, католическом соборе, планетарии, на мануфактуре и подземной парковке.
У Sound Up есть два подкаста о музыке: SOUND UP point of view и Guilty Pleasures.
Фестиваль выпускает виниловые пластинки с музыкой самых интересных современников.
Каждый год Sound Up представляет мировые премьеры — произведения, написанные по заказу фестиваля.

Идея создать фестиваль, который знакомил бы людей с новой академической музыкой, пришла к Веронике Белоусовой, когда она переехала в Берлин и открыла для себя местную насыщенную талантами музыкальную сцену. Многие исполнители испытывали трудности с поиском аудитории. Тогда Вероника задумалась о высокой конкуренции среди музыкантов, связанной с развитием стриминговых сервисов. «Теперь, чтобы выпустить трек, не нужно ни музыкального образования, ни контракта с лейблом, который долгое время был единственным входом в мир музыки. С одной стороны, это прекрасно — у музыкантов нет больше подобной зависимости от больших парней из индустрии, — рассказывает Вероника. — С другой — этот массив звуков превращается в «шум», в котором очень сложно разобраться слушателю. То же касается и композиторов. Их много, но, как и раньше, действительно стоящих, которые нашли свой ни на что не похожий почерк, намного меньше».

Вероника подошла к проблеме с позиции маркетолога: для того чтобы познакомить аудиторию с новой музыкой, нужно сделать это знакомство запоминающимся. Так родилась идея отбирать музыкантов с помощью кураторов и организовывать уникальные аудиовизуальные события в необычных локациях. Соосновательницей проекта стала креативный продюсер Евгения Лассарь. Сейчас она курирует визуальную составляющую фестиваля и работает над тем, чтобы делать события интересными для аудитории. 

Фото: Пресс-служба

Концерты под землей

Если где-то играет фортепиано или оркестр — значит, в этом месте носят строгие костюмы и боятся сделать лишний вдох. Sound Up позволяет познакомиться с современной классикой в свободной атмосфере. «Мы привлекли к академической музыке внимание слушателей, которые редко появлялись в консерватории и филармонии, — рассказывает Вероника Белоусова. — Дали им понять, что эта музыка бывает очень разной. За ней не обязательно идти в «храм» классической музыки и не обязательно знать, где можно хлопать, а где нет». 

Концерты фестиваля проходят даже под землей. Однажды Sound Up организовал выступление виолончелистов в бывшем подземном коллекторе пресной воды — в пространстве Collector Gallery. А недавно футуристические произведения Мосолова и Шостаковича прозвучали в Центре исследований конструктивизма «Зотов» — бывшем здании хлебозавода.

Главная особенность событий Sound Up — сочетание визуальной и музыкальной составляющих. Евгения Лассарь делится: «Концепция фестиваля соединяет несколько равнозначных элементов: особенная кураторская программа, особенная локация, в основном идущая вразрез с представлениями о том, где принято слушать академическую музыку, и выразительная сценография, что тоже стало новым для традиционных академических концертов».  Пример такого события — перформанс Reich/Richter на музыку американского композитора-минималиста Стива Райха. Исполнение совместили с проекцией масштабных полотен одного из самых влиятельных художников в мире Герхарда Рихтера. Приглашенным видеохудожником стал Илья Старилов, постоянный соавтор театральных режиссеров Бориса Юхананова и Максима Диденко.