Как академическая музыка зазвучала вне стен филармонии благодаря фестивалю Sound Up
Идея создать фестиваль, который знакомил бы людей с новой академической музыкой, пришла к Веронике Белоусовой, когда она переехала в Берлин и открыла для себя местную насыщенную талантами музыкальную сцену. Многие исполнители испытывали трудности с поиском аудитории. Тогда Вероника задумалась о высокой конкуренции среди музыкантов, связанной с развитием стриминговых сервисов. «Теперь, чтобы выпустить трек, не нужно ни музыкального образования, ни контракта с лейблом, который долгое время был единственным входом в мир музыки. С одной стороны, это прекрасно — у музыкантов нет больше подобной зависимости от больших парней из индустрии, — рассказывает Вероника. — С другой — этот массив звуков превращается в «шум», в котором очень сложно разобраться слушателю. То же касается и композиторов. Их много, но, как и раньше, действительно стоящих, которые нашли свой ни на что не похожий почерк, намного меньше».
Вероника подошла к проблеме с позиции маркетолога: для того чтобы познакомить аудиторию с новой музыкой, нужно сделать это знакомство запоминающимся. Так родилась идея отбирать музыкантов с помощью кураторов и организовывать уникальные аудиовизуальные события в необычных локациях. Соосновательницей проекта стала креативный продюсер Евгения Лассарь. Сейчас она курирует визуальную составляющую фестиваля и работает над тем, чтобы делать события интересными для аудитории.
Концерты под землей
Если где-то играет фортепиано или оркестр — значит, в этом месте носят строгие костюмы и боятся сделать лишний вдох. Sound Up позволяет познакомиться с современной классикой в свободной атмосфере. «Мы привлекли к академической музыке внимание слушателей, которые редко появлялись в консерватории и филармонии, — рассказывает Вероника Белоусова. — Дали им понять, что эта музыка бывает очень разной. За ней не обязательно идти в «храм» классической музыки и не обязательно знать, где можно хлопать, а где нет».
Концерты фестиваля проходят даже под землей. Однажды Sound Up организовал выступление виолончелистов в бывшем подземном коллекторе пресной воды — в пространстве Collector Gallery. А недавно футуристические произведения Мосолова и Шостаковича прозвучали в Центре исследований конструктивизма «Зотов» — бывшем здании хлебозавода.
Главная особенность событий Sound Up — сочетание визуальной и музыкальной составляющих. Евгения Лассарь делится: «Концепция фестиваля соединяет несколько равнозначных элементов: особенная кураторская программа, особенная локация, в основном идущая вразрез с представлениями о том, где принято слушать академическую музыку, и выразительная сценография, что тоже стало новым для традиционных академических концертов». Пример такого события — перформанс Reich/Richter на музыку американского композитора-минималиста Стива Райха. Исполнение совместили с проекцией масштабных полотен одного из самых влиятельных художников в мире Герхарда Рихтера. Приглашенным видеохудожником стал Илья Старилов, постоянный соавтор театральных режиссеров Бориса Юхананова и Максима Диденко.