Создает современные суда по старинным лекалам, возрождает традиции северного мореходства, строит настоящую поморскую шхуну и делает верфь культурным и судостроительным центром Архангельска.
Евгений Шкаруба, верфь «Товарищество поморского судостроения»
Ко всем визионерам
Евгений Шкаруба, верфь «Товарищество поморского судостроения»
Фото: Элина Гусарова
Путешествия
Евгений Шкаруба, верфь «Товарищество поморского судостроения»
Фото: Элина Гусарова
Путешествия

Как Евгений Шкаруба строит настоящую поморскую шхуну, способную пережить любой шторм

Евгений Шкаруба начинал с создания школы для обучения яхтенному делу, а сейчас занимается возрождением поморских традиций судостроения. Несколько лет назад он начал развивать и популяризировать русскую морскую культуру — когда это еще не было трендом. В планах — создать корабль для кругосветных путешествий: он уже находится на этапе постройки, а вокруг него образовалась тематическая экспозиция, превратившая проект Евгения в культурный и судостроительный центр Архангельска.
Восстанавливает традиционное деревянное судостроение Севера.
Строит настоящую поморскую шхуну для кругосветных путешествий и научных исследований.
Организовал культурно-исторический проект в Архангельске: в центре строится судно, а вокруг расположена тематическая экспозиция.
Спустил на воду десять поморских карбасов (поморских лодок).
Cнял фильм под названием «Поморский карбас», который получил премию «Хрустальный компас» Русского географического общества.

Фото: Элина Гусарова

Как все начиналось

В 2015 году яхтсмен и путешественник Евгений Шкаруба вернулся из кругосветного плавания с идеей построить шхуну. В море вместе с единомышленниками из клуба «Морские практики» он провел несколько лет и понял: современные лодки красивые, комфортабельные и быстрые, но их ресурса оказалось совершенно недостаточно для потребностей команды клуба. «Однажды около острова Пасхи мы потеряли мачту. Руль отваливался три раза, в Ла-Манше пришлось давать сигнал SOS. Мы ходим в сложных акваториях высоких широт, здесь часто штормит, нет комфортных стоянок, случается лед. Так и родилась идея построить мореходное, экспедиционное судно для Арктики и Антарктики», — рассказывает Евгений.

Фото: Элина Гусарова

В качестве прототипа решили взять поморские шхуны, которые когда-то были распространены на севере. Правда, до закладки шхуны команда успела спустить на воду десяток других традиционных лодок — карбасов.

Традиции северного мореходства

Русская морская культура возникла именно в Поморье, говорит Шкаруба. Русские появились на берегах Белого моря, начиная с XI–XIII веков. Они первыми начали строить морские суда, плавать на запад, север и восток, жить морскими промыслами. Со временем они стали называть себя поморами. 

После кругосветного плавания выяснилось, что российские воды могут быть не менее интересны для путешествий и обучения парусному делу. В 2015 году «Морские практики» впервые обратили внимание на акваторию Белого моря, и оказалось, что в тех местах до сих пор сохранилась традиция строить карбасы — парусные суда, широко распространенные у поморских и северных народов начиная с XV века. Раньше практически все жители тех мест могли сделать себе лодку — это считалось таким же естественным, как уметь возвести дом или баню. 

Фото: Элина Гусарова

«С точки зрения конструкции карбас очень удачен, — объясняет Евгений. — Он строится за две недели, может прослужить более десяти лет, а для изготовления нужно только дерево. Но еще тогда, в 2015 году, мы заметили, что специалисты, которые занимались сохранением северной культуры, обращали мало внимания на судостроение — мы нигде не нашли описания технологии. И в 2017 году сами организовали проект по постройке карбаса: собрали средства, заказали судно мастеру, который всю жизнь провел на Белом море — Виктору Петровичу Кузнецову, а еще сняли фильм под названием "Поморский карбас", который, как и сам проект, получил в 2018 году премию "Хрустальный компас" Русского географического общества».

Семь лет к мечте

Евгений организовал «Товарищество поморского судостроения», в 2019 году заложил верфь и приступил к претворению в жизнь своей мечты — постройке поморской шхуны, судна, которое способно выдержать любой шторм. Сейчас готов каркас корпуса, и в следующем 2025 году команда приступит к его обшивке. Дальше процесс строительства должен пойти быстрее: вначале много времени ушло на то, чтобы организовать работу верфи. Пришлось полностью оборудовать ее, долго искать плотников, затем обучать их. В результате в Архангельске появился судостроительный культурно-исторический проект: в центре строится судно, а вокруг расположена тематическая экспозиция.

Шкаруба планирует спустить шхуну на воду через три года — в общей сложности на ее создание с абсолютного нуля уйдет семь лет: «Современные суда строят с расчетом на хороший прогноз погоды: обещают на неделе спокойное море — отлично, можно быстро проскочить опасный участок. А наши традиционные лодки были рассчитаны на плавание по суровым водам, в этом и есть их главное отличие. Но нужно уточнить, что мы строим современное судно с использованием современных технологий — но по старинным лекалам».


Фото: Элина Гусарова
Фото: Элина Гусарова
Фото: Элина Гусарова
Фото: Элина Гусарова
Фото: Элина Гусарова

Однако яхтинг и судостроение — удовольствия не из дешевых. Пока верфь обходится своими средствами, но скоро нужно будет закупать двигатель и другие механизмы для шхуны. Евгений говорит, что к тому моменту надеется найти делового партнера.

Будущее судно длиной 20 м рассчитано на девять человек, и его планируют использовать не только для путешествий, но и для научных исследований, а также для обучения яхтингу.

Как старое помогает новому

Культура, которую копило Поморье все эти века, до сих пор жива, считает Евгений. И важна для передачи опыта молодым поколениям. Тем более что сейчас развивается Северный морской путь и нужны грамотные специалисты, которые будут разбираться в истории края и любить ее.

Фото: Элина Гусарова


Огромный багаж знаний может быть востребован для создания большой морской школы — и речь не только о яхтсменах-любителях, но и о курсантах мореходных училищ. Евгений говорит, что сейчас в Арктическом морском институте им. В.И. Воронина в Архангельске нет парусного учебного судна, хотя обязательно должно быть. Поэтому традиции нужно использовать для воспитания новых поколений моряков, которые будут ходить в Арктике. 

К тому же русская морская культура продолжает показывать себя в деле: команда Евгения спустила на воду десятый, юбилейный карбас «Матера», построенный полностью без гвоздей, и в этом году прошла на нем по легендарному Мангазейскому морскому ходу — из Архангельска в Сибирь.

Прошлое и будущее

Все мы родом из детства, и история Евгения это подтверждает. Он говорит, что интерес к морю ему привил отец, который всю жизнь занимался яхтенным спортом. Супруга — штурман, первая помощница капитана. Правда, после того как в семье появились дети, руководить всем ей приходится с берега.

Фото: Николай Волков

В будущее Евгений смотрит с оптимизмом: считает, что лет через пять — десять мы увидим рост интереса к путешествиям на традиционных деревянных судах. А в мореходном образовании — интерес к проектам, которые обращены к русским традициям и культуре. «В 1648 году Семен Дежнев был первым мореплавателем, который прошел Берингов пролив, а меньше чем за 100 лет до этого Ермак совершил поход за Урал. Такой стремительный бросок через неведомые земли, экспансия в условиях, где все ей противоречило, через непроходимые леса, болота — это абсолютный исторический рекорд. Подобное никому не удавалось, и немалую роль в этом сыграло то, что наши предки знали технологию строительства судов "на коленке" и умели ходить в арктических водах. Про это почему-то мало кто помнит, и хотелось бы, чтобы кинематографисты обратили внимание на этот огромный пласт истории», — рассуждает Евгений.

Главным секретом успеха он называет дело, которое действительно нравится, чтобы заниматься им для самореализации, а не только для зарабатывания денег. И добавляет: «Если оно будет пересекаться с какой-то вашей детской мечтой — вы будете счастливы».

Автор: Елена Титок