Как превратить старинный особняк в центре Москвы в точку притяжения представителей разных креативных сфер
Невозможное возможно
У архитектора Дарьи Беляковой несколько высших образований, которые она получала в России, Италии и Англии, три компании и концептуальный клуб. Для нее нет ничего невозможного: например, для того чтобы поступить в легендарный Миланский политех, она за девять месяцев выучила итальянский. «Я нахожусь на пересечении нескольких сфер, занимаюсь архитектурным проектированием, предметным дизайном, просвещением и созданием профессионального сообщества. Все мои бренды и проекты появились оттого, что в определенный момент мне чего-то не хватало. А дальше нам с командой хватило смелости все реализовать. Мы оказались в тренде, потому что сделали то, что все хотели, но еще не успели», — рассказывает Дарья.
Все началось с интерьеров, и в 2015 году Белякова основала архитектурное бюро Arch(e)type. Через два года появился мебельный бренд Archipélago с привлекающим внимание сторителлингом: в названии каждого предмета зашифрованы географические координаты, которые объясняют его внешний вид. Так, в обозначении одного из самых узнаваемых диванов 34° — 136° AGO со спинкой, напоминающей нить бусин, зашифровано расположение японского залива Аго, где в конце XIX века научились культивировать жемчуг. А вот прообразом для ювелирных изделий бренда Joser, запущенного Дарьей в 2021-м, стали известные памятники архитектуры.
Вначале была архитектура
На вопрос о том, как ей удается все совмещать и какое из ее детищ самое любимое, Дарья отвечает: «Для меня основа всех основ — архитектура. Деятельность бюро всегда в приоритете, на нее я выделяю время каждый день, в отличие от других проектов, в которых коммуникация выстроена иным образом. Я не акцентирую внимание на том, что это самое любимое, поскольку все четыре компании мне дороги. Но в архитектурном направлении сосредоточен и развивается мой профессиональный потенциал, все остальное является “надстройкой”. Предметный дизайн — это часть моей проектной деятельности, а A-House необходим для улучшения моей работы и работы коллег».
Аналогов A-House в России нет. Это архитектурный клуб, миссия которого, по словам Дарьи, формировать сильное профессиональное сообщество, заниматься просвещением и популяризировать индустрию. Быть в чем-то первым — это всегда и плюс, и минус. Архитектор признается, что большая сложность заключалась в том, что приходилось все делать с чистого листа: ее команда изучала иностранные модели, клубы, образовательные и тематические сообщества. В итоге в 2023 году в старинном особняке в центре Москвы открылось многофункциональное пространство, в котором есть «публичная» часть в виде кафе, лектория и мастерской и закрытый клуб, чьей «территорией» считаются гостиная, бар, салон и библиотека. «Мы не стали клубом-рестораном, куда нельзя попасть без карточки. Но мы и не полноценное образовательное учреждение, потому что у нас нет таких амбиций. Наш фокус на том, чтобы точечно решать конкретные потребности: свои, наших партнеров или коллег, — объясняет Белякова. — В процессе мы стали агентством по реализации разного рода задач в архитектурной и девелоперской сферах. Превратились в звено, объединяющее людей из архитектурной индустрии, а также талантливых и деятельных представителей из смежных областей. Для нас важно, что A-House — это не про праздно проведенное время, а про созидание».
Командная игра
Над всеми этими проектами Дарья работает не одна, а с командой, которая за последний год сильно выросла: сейчас в ней сто человек — без учета тех, кто, например, занят в кафе. Когда бизнес развивается, самое важное — делегировать задачи и не замыкать все на одном человеке. «Научиться этому было сложно. Многие живут с мыслью “хочешь сделать хорошо — сделай это сам”. Но это не так и сильно мешает развитию. Только благодаря тому, что в каждой моей компании есть талантливый руководитель, заинтересованный в развитии бизнеса, я могу двигаться дальше и генерировать новые идеи, смыслы, стратегически развивать существующие проекты», — говорит Дарья. У нее, кстати, несмотря на большое количество задач, есть специальное время для творчества, которое занесено в график. «Это то, что дает импульс для работы, — объясняет она. — Ежедневное обсуждение рабочих вопросов очень энергозатратное и стрессовое, но между этим всем необходимо погружать себя в другое состояние. Творческая составляющая важна, без нее не будет работать мое бюро. Когда я была его генеральным директором, управление превалировало. Создавая следующие компании, я не стала занимать эту должность, так как понимала, что снова потеряю творческую часть и буду бояться делегировать».
Создание A-House дало импульс появлению других подобных проектов, однако Дарья не боится конкуренции и даже рада этому. Пока все будут идти по проторенной ею дорожке, она сделает следующий шаг, снова всех удивит и поведет за собой.