Появившийся в 2014 году проект сегодня вырос в большую просветительскую компанию с отделениями в разных городах и с франшизами за пределами России, изменив отношение к городским экскурсиям.
Айрат Багаутдинов, основатель проекта «Москва глазами инженера»
Ко всем визионерам
Айрат Багаутдинов, основатель проекта «Москва глазами инженера»
Фото: Пресс-служба
Дизайн и архитектура
Айрат Багаутдинов, основатель проекта «Москва глазами инженера»
Фото: Пресс-служба
Дизайн и архитектура

Как сделать экскурсии модным досугом, а просветительский проект — прибыльным бизнесом

Лет десять назад отношение к городским экскурсиям, особенно в Москве, начало принципиально меняться: на них стали ходить сами горожане — активные и успешные. Казалось, это будет временным увлечением, но нет: появившийся в 2014 году проект Айрата Багаутдинова «Москва глазами инженера» сегодня вырос в большую просветительскую компанию с отделениями в разных городах и с франшизами за пределами России.
После вуза Айрат Багаутдинов отправился на курсы гидов, а потом оказался в армии в родной Казани, где рассказал начальству, что может водить экскурсии. Удивительно, но это сработало: первые экскурсии в своей жизни Айрат водил для военных чинов, приезжавших в часть в гости.
Сегодня просветительский проект «Глазами инженера» представлен в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, имеет франшизы в Тбилиси, Ереване и Белграде. Кроме экскурсий, лекций и мастер-классов, «Глазами инженера» занимается турами, и у проекта есть своя книжная серия «Библиотека глазами инженера».
«Москва глазами инженера» не была бы так популярна без сильного личного бренда основателя. Айрат узнаваем среди коллег не только за счет способности просто рассказывать о сложном, но и благодаря образу, вдохновленному любовью к 1970-м: яркие галстуки, забавные кепки и прочие запоминающиеся детали.
Важная часть проекта — «Школа гида «Глазами инженера», которая выпускает до 350 человек в год. Этой осенью стартует уже 17-й поток «Школы».
Только в Москве компания проводит порядка 40 экскурсий в неделю, не считая лекций в рамках многочисленных партнерских проектов. Например, с «КАРО.Арт» «Глазами инженера» готовит цикл лекций про архитектуру в кино.

Найти своих

Один из секретов Айрата — он нашел свою нишу. Ее довольно точно отражает название «Москва глазами инженера» — рассказывать о том, как построен город, не только с точки зрения архитектуры, но и конструкций, инженерии. На первый взгляд, такая узкая тема не должна была привлечь много внимания, но оказалось, что многим интересно узнать, в чем особенности гениальных гиперболических конструкций Шухова, как в Москве двигали дома или как устроены конвейеры Ленинской библиотеки.

Сегодня на лекции, экскурсии и мастер-классы компании «Глазами инженера» еженедельно ходят сотни и сотни людей: причем они популярны как среди молодого поколения (25–35 лет), так и у людей зрелого возраста (55–65 лет). Это довольно специальная прослойка — в основном с высшим образованием, активная, любознательная, интересующаяся городом вокруг. Большинство приходит повторно, регулярно посещая многие экскурсии и мероприятия проекта, путешествует с ним. Сегодня вокруг «Глазами инженера» сложилось уже собственное комьюнити, которое продолжает расти и хранить лояльность проекту, что помогло сравнительно легко запустить франшизы за рубежом, в странах, где после 2022 года появилось много релокантов из России.

Смелость города берет

Айрат родом из Казани, где учился на инженера-строителя и уже студентом увлекался разного рода просветительскими историями. После вуза и службы в армии Айрат осел в Москве, поступил в магистратуру и, вдохновившись в Европе идеей free tours (бесплатные экскурсии в городах от местных жителей, за произвольное пожертвование), основал с коллегой компанию Moscow Free Tours. Свою первую экскурсию по Москве он провел всего после двух недель жизни в столице. «Это скорее постыдный факт моей биографии, — улыбается Айрат. — Сегодня, когда я учу коллег в "Школе гида", я ни в коем случае не советую так поступать. Но тогда были такие рок-н-рольные времена, молодость, настроение классного стартапа, все казалось возможным».

Фото: Пресс-служба


Проект «Москва глазами инженера» появился в 2014-м и сперва задумывался как хобби. «Мне всегда хотелось работать не с туристами, которые приехали и уехали, а именно с горожанами, создавать сообщество, заниматься просветительской деятельностью», — делится Айрат Багаутдинов. Чтобы отстроиться от множества других проектов, была нужна своя ниша: тут пригодился диплом инженера. Первые экскурсии в рамках дней наследия были посвящены Шухову и оказавшейся в те дни под угрозой Шуховской башне. Айрат водил экскурсии по Шаболовке, показывал детям на мастер-классах, как работают гиперболические конструкции, и по мере сил популяризировал наследие Владимира Шухова, одновременно сделав имя своему зарождающемуся проекту. Популярность пришла довольно внезапно, и «Москва глазами инженера» стала активно набирать обороты: в какой-то момент Айрату пришлось нанимать дополнительных гидов, чтобы закрыть спрос на экскурсии.

Случайности неслучайны

Moscow Free Tours, работая с иностранными туристами, не пережила пандемии и последующих событий и тихо сошла на нет. Зато из экскурсионного стартапа «Москва глазами инженера» выросла большая компания, в которой работают больше 100 человек: только гидов больше 70, половина из них — в Москве. Сегодня, кроме Москвы, «Глазами инженера» представлена в Санкт-Петербурге и родной Айрату Казани, а также разрослась за пределы городов: комьюнити выбирается в поездки по России и за рубеж — в Казахстан, Узбекистан и т. д., этим занимается туроператор «Мир глазами инженера».

«Это, может быть, звучит амбициозно, но мы ощущаем себя экосистемой из разных компаний, которые поддерживают друг друга», — говорит Айрат Багаутдинов. Значимая часть экосистемы — «Школа гида», которую запустили, чтобы в первую очередь воспитать квалифицированные кадры для себя. Сейчас в ней учатся люди со всей России и из-за рубежа и она стала отдельным успешным направлением. Существенная часть «Глазами инженера» сегодня — работа в B2B- и B2G-сегментах: компания активно сотрудничает с крупным бизнесом. Например, проводила циклы экскурсий и лекций для сотрудников «Яндекса» или делает экскурсии, аудиоспектакли и иммерсивные представления для львиной доли московских девелоперов: те заинтересованы в популяризации своих локаций.

Фото: Пресс-служба


«Я не выстраивал какой-то бизнес-план. Меня словно вела судьба, это был набор случайностей», — как будто оправдывается Айрат. До него действительно мало кто видел в подобных просветительских историях возможность еще и зарабатывать. Впрочем, случайностей не бывает: в том, как Айрат легко оперирует размышлениями о важности маркетинга, роли бренда в привлечении крупных клиентов, воронках продаж и SMM, видна тотальная вовлеченность в проект, как и в признание в том, что часто он не спит сутками, готовя очередную лекцию или запуская что-то новое.

Сегодня Айрата в его неизменных клетчатых кепках на экскурсиях уже не встретишь: он не водит по Москве, исключение — выездные новые проекты, запуски франшизы или тематические лекции. Он развивает проект, придумывая новые и новые сюжеты: например, экскурсии с дегустациями «Вино глазами инженера», а скоро обещает рассказывать про архитектуру Китая, совместив лекцию с дегустацией отборных сортов зеленого чая, который сам он очень любит.

Автор: Марина Юшкевич