«Что для меня визионерство? Думаю, способность держать в голове огромное количество очевидных и не связанных между собой знаний, которые в какой-то неведомой точке, которую видят только редкие люди, соединятся в единое целое, рождая уникальный проект».
Андрей Колбасинов, основатель русской чайной «Нитка»
Ко всем визионерам
Андрей Колбасинов, основатель русской чайной «Нитка»
Фото: Пресс-служба
Еда и вино
Андрей Колбасиновоснователь русской чайной «Нитка»
Андрей Колбасинов, основатель русской чайной «Нитка»
Фото: Пресс-служба
Еда и вино

Как сделать чаепитие модным и даже попытаться сформировать с его помощью национальную идентичность

Проект «Нитка» посвящен возрождению русской чайной культуры. Дело Андрея Колбасинова — воссоздать ткань истории, где чай — возможность собрать людей за одним столом. Для него это больше, чем просто бизнес. Он видит свою миссию в возрождении русской чайной культуры и формировании национальной идентичности через традиции чаепития.
«Нитка» — единственная в России компания, которая самостоятельно коптит чай, используя саксаул. Этот уникальный метод вдохновлен древними традициями кочевников, которые везли чай по Шелковому пути и зажигали ночные костры, из-за чего чай приобретал характерный подкопченный вкус.
Смесь «Русский караван» от «Нитка» в 2021 году заняла второе место на мировом конкурсе в Париже Teas of the World.
Проект сталкивается с дефицитом качественного чая, так как specialty-сорта необходимо заказывать минимум за год вперед. Это ограничивает возможности роста бизнеса, несмотря на высокую популярность и спрос на фирменные смеси.
Андрей увлечен историей русского чая и уже собрал значительную коллекцию предметов, связанных с чайными традициями. Его долгосрочная цель — открыть музей, посвященный русской чайной культуре, чтобы еще больше людей могли познакомиться с богатым наследием чаепития в России.
Фото: Пресс-служба

Путь бариста

«Мы первыми придумали формат современной чайной в России», — заявляет Андрей Колбасинов с убежденностью человека, который видит гораздо дальше горизонта. Биография Колбасинова, как и у многих предпринимателей, — это история поиска себя. Окончив университет, он мог бы работать в сфере программирования, ведь начинал свой путь на факультете кибернетики. Но однажды, сидя за компьютером, понял, что ему не хватает движения и живого общения. «Родители настаивали на дипломе, и я переключился на торгово-экономический факультет. Кстати, я защитил диплом по процессу открытия кофейни...» Погрузившись в кофейную культуру, Андрей начал активно участвовать в чемпионатах и два раза доходил до финала соревнований бариста. «Кофейня — это не просто про напитки, это про людей, про пространство для встреч», — делится он. Увлечение перешло в бизнес, и вскоре он открыл свою первую кофейню «Кофе Культ» (в 2014 году). За пять лет она выросла в сеть из десятка заведений. Но однажды он принял решение выйти из бизнеса и продал партнеру свою долю. Одним из условий сделки было то, что он больше не сможет открывать кофейни в Туле.

Этот момент стал отправной точкой для новой главы. «Я вспомнил о чае, — говорит Андрей. — Понимаете, только в Москве до революции было более 400 чайных, а сегодня таких мест практически нет». Интерес к русским традициям, к глубоко укоренившейся чайной культуре привел Колбасинова к созданию «Нитки». По его словам, чай — это не только напиток, но и неотъемлемая часть нашей культуры, которую необходимо возродить. «Ведь на самом деле у России самая богатая чайная история в Европе, — подчеркивает он. — Мы просто забыли, что чай — это не просто напиток школьных столовых, где его разливали из огромных алюминиевых чайников. Это многовековая культура!»

Через тернии к звездам... и чаю 

Андрей убежден, что одна из главных причин, почему в России чай не пользуется такой популярностью, как кофе, — это низкий уровень знаний. «Для многих чай — это обычный чайный пакетик. Чтобы начать разбираться в сортах, необходимы насмотренность и формирование вкуса...» Он проводит параллели с вином и кофе, которые тоже прошли путь от массового напитка до культового символа вкуса и статуса.

Когда Андрей Колбасинов переехал в Москву в 2019 году, его багаж состоял из долгов, транспортной карты «Тройка» и телефона. Его история началась не с громких заявлений, а с настойчивого поиска возможностей: консультаций для бизнеса и встреч с потенциальными партнерами. В этих условиях и родилась идея «Нитки». Название символично — чай как нить, связывающая всех нас, несмотря на различия в языке и вере. В концепции Андрея современная чайная — это пространство, где традиции обретают новую жизнь: фарфор, медный самовар, стаканы с подстаканниками и сласти.

Фото: Пресс-служба

ЦА «Нитки» — это молодые люди, которые ищут аутентичность в каждом аспекте своей жизни, открыты к изучению русской культуры и отдают предпочтение локальным брендам вместо западных. Опыт работы в кофейной индустрии помог Андрею перенести знания и процессы в мир чая. Однако найти помещение для чайной в Москве оказалось задачей не из простых. Свободных денег было мало, и Андрей сосредоточился на поиске инвестора, который не только поверил бы в проект, но и вложил бы средства. Так и появилось заведение в Центре Андрея Вознесенского на Большой Ордынке. Локдаун 2020 года внес радикальные коррективы в бизнес-план, но запущенный интернет-магазин помог удержаться на плаву.

Проект «Нитка» известен своим specialty-чаем — редкой категорией, отличающейся высочайшим качеством и уникальными вкусовыми характеристиками. «Мы знаем все о нашем чае: кто его выращивает, сортирует и отправляет нам. Это на все сто процентов ручной труд», — говорит Андрей. Поставки идут через трейдеров из Китая, Непала, России и Грузии, и каждый листок в этой чайной истории на вес золота. Андрей Колбасинов, человек, чьи мечты измеряются не в прибылях, а в килограммах редчайших чайных листьев, с грустью замечает: «Спрос на чай давно превысил предложение, и это наш главный тормоз в развитии». Оказалось, specialty-чай — не только напиток для гурманов, но и очень дефицитный товар. Заказывать его приходится за год вперед, и, если не успеешь заключить договоры весной, твои планы могут сгореть так же быстро, как саксаул на костре кочевников.

Фото: Пресс-служба
 

Чайные позиции в интернет-магазине «Нитки» расходятся, как горячие пирожки, особенно фирменные купажи, которые стали гастрономическим фетишем. Андрей гордо отмечает: «Мы единственные в России, кто самостоятельно коптит чай». Как утверждают историки, перевозя по Великому шелковому пути китайский чай, караванщики грелись по ночам, разжигая костры из саксаула. Чайные листья пропитывались дымом и приобретали особый яркий аромат. Поэтому сегодня «Нитка» коптит чай на саксауле, а их фирменный сорт «Русский караван» несколько лет назад получил серебро на конкурсе Teas of the World в Париже.

Но у Колбасинова в голове есть нечто гораздо более амбициозное, чем просто расширение бизнеса. Андрей давно увлекается историей чая в России и коллекционирует старинные предметы, связанные с этой традицией. Коллекция разрослась настолько, что появилась мечта — открыть музей русского чаепития. «Мы создаем не просто место, где можно выпить чай, — говорит Андрей, — мы строим культурное пространство, формируем русскую идентичность через чай. Мы продаем идею того, что люди могут собираться за чайным столом. Это очень важная часть России, традиция русских по всему миру. В дальнейшем мы будем в каких-то странах, наверное, смещать фокус просто на объединение людей».

Фото: Пресс-служба
 

Чай для Колбасинова — это больше, чем напиток. Это культурный код, мост между прошлым и настоящим. «Мы были русскими, когда это еще не было модно. Сейчас тренд на локальное — это естественный процесс. Люди насытились материальными вещами и все больше тянутся к своим корням». Вот в этом, считает Андрей, и заключается истинная миссия «Нитки»: не просто продавать чай, а объединять людей, создавая новую культурную идентичность через этот древний напиток.