Как и зачем создавать архитектуру, которая рассказывает историю
Как архитектура меняет рынок
Бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» существует с 2001 года. Александр Цимайло и Николай Ляшенко познакомились еще студентами в МАРХИ, но вместе работать стали только лет десять спустя. Сначала в портфолио бюро были камерные частные объекты, но постепенно масштаб проектов увеличивался. Мир архитектуры устроен так, что успешные проекты влекут за собой другие, в основном в этой же области, так компания сделала себе имя в качестве специалиста по элитным клубным проектам.
Впрочем, в последнее время картина меняется. Сегодня бюро работает над несколькими заметными общественными проектами: филармонией, аэропортом, в том числе проектирует мечеть для Казани, синагогу для «Сколково» и храм для Териберки. Кроме того, бюро участвует в проекте реставрации Дома Радио в Санкт-Петербурге, резидентом которого является коллектив MusicAeterna Теодора Курентзиса.
Несмотря на то, что «Цимайло Ляшенко и Партнеры» — узнаваемый бренд для элитных девелоперов, у бюро нет каких-то характерных проверенных приемов и узнаваемого «почерка». Напротив, в каждом проекте авторы стараются предлагать решения, радикально отличающиеся от рынка, который уже существует.
За нововведениями стоит одна из самых сложных частей профессии: убедить девелоперов не бояться новых решений. «Многие наши защиты проходят три неизменные стадии: недоумение, осознание и, наконец, любовь», — шутят Александр и Николай. Но практика показывает, что эти рискованные идеи, если они в итоге хорошо реализованы, только помогают проектам.
За каждым проектом — история
За каждым проектом есть стройная концепция: некая история, выросшая из контекста, ассоциаций, фактов. Она же становится основой для презентации продукта рынку. «У нас есть своего рода тест на чистоту концепции: если ты можешь “рассказать проект”, даже не показывая его, так, что он станет понятным, такая история “сработает”».
Часто в проекте контекст уже есть: бюро много работает с историческими объектами. Здесь архитекторы тоже выработали собственный подход. Они тщательно реконструируют и сохраняют все историческое, что имеет ценность и можно сохранить. Все новое выглядит современным, без заигрываний со стариной и мимикрии под нее. Получается очень живое сочетание, и ничто не выглядит новоделом или подделкой, старое и новое подчеркивают и обогащают друг друга. По такому принципу, например, сделан проект Cloud Nine, в состав которого вошло четыре исторических здания, в том числе бывшая типография на Якиманке, совсем рядом с Кремлем. Соединенные современными элементами старинные корпуса обрели новый характер и новую жизнь, став одним из самых заметных комплексов Замоскворечья.
Окружение решает все
Многие, любившие свой институт или университет, мечтают вернуться в него преподавателями. Так вышло и у Александра с Николаем, которые вместе со своим ассоциированным партнером Ольгой Сытник стали преподавать в МАРХИ, где ведут проектную группу. По их словам, еще неизвестно, кто получает от этого больше: студенты, которые изучают проектную деятельность прямо в бюро, или сами архитекторы, которые, общаясь со студентами, могут на время отключиться от реалий архитектуры с их сроками, бюджетами и защитами проектов — и уйти в чистое творчество, эксперимент. «Это отлично прокачивает мозги, — говорят они, — причем не только студентам, но и в первую очередь нам самим».
Преподавание помогает и найти «своих»: многие студенты, разделяющие ценности компании, потом остаются работать в бюро. Так компания формируется как команда единомышленников.
Офис архитектурного бюро — это всегда отражение его подхода к работе и восприятия архитектуры. Офис «Цимайло Ляшенко и Партнеры» хорошо известен в архитектурной среде. Все началось с их знаменитой мастерской на Кузнецком Мосту, которая располагалась в старинном пассаже с фонарями верхнего света и уникальной для Москвы лепниной: именно в нем зародилась традиция проводить масштабные праздники, на которые приходила вся архитектурно-девелоперская Москва. Сегодня офис бюро располагается прямо в пространстве Гостиного Двора: старинные своды, огромные окна, много зелени, графичные современные лестницы — старое и новое во всем его великолепии. Еще одна история, которую можно рассказать и которая сама рассказывает о многом.