Цветная глазурь, мухоморы и мебель: как керамика становится трендом (и бизнесом)
Мастер-классы: точка входа
Несколько лет назад Елена Вакуленко-Пинская пришла к подруге на мастер-класс по керамике. Понравилось — втянулась, стала смотреть, что предлагают в других местах, и в конце концов задумалась о том, чтобы завести собственную мастерскую.
Керамическая мастерская — целое дело. По-хорошему, нужна собственная печь, а это довольно массивное устройство, которое разогревается до 1200 градусов и больше, пожирая при этом киловатты электричества, — в квартире такое не поставишь. К моменту, когда Елена обнаружила помещение с пятиметровыми потолками в здании перестроенной конструктивистской телефонной станции на «Бауманской», ее идея о собственной мастерской уже эволюционировала в желание открыть студию, куда смогут приходить все желающие.
Если вам уже приходилось бывать в керамических студиях, то «Малева» (в названии зашифровано имя самой Елены, ее мужа и детей) вас удивит: здесь просторно, интерьер сделан известным дизайнерским бюро Blockstudio, на рабочих столах свежие цветы. Цены заметно выше, чем в других местах, но за исключением летних месяцев, когда расплавленные от жары москвичи уезжают подальше из города, здесь практически всегда аншлаг: студия проводит два мастер-класса в день, на которые собираются около десяти человек. Это притом, что в основном «Малева» работает на взрослую аудиторию: для детей проводится одно занятие в неделю и берут на него только с десяти лет. «В детей мы и так вкладываем все, что можем, а взрослые у нас обычно творчески не реализованы, — объясняет Елена такую политику. — Мастер-класс по керамике — это как медитация, ты на два часа выключаешься из обычной жизни и работаешь с тактильно приятным материалом — глиной». Она рассказывает, что керамические классы неожиданно оказались отличным форматом для корпоративного тимбилдинга, особенно если вся команда работает над одним заданием, а также для семейных встреч — часто представителям разных поколений трудно найти темы для общего разговора, но глина легко топит этот лед.
В «Малеве» нет курсов — только разовые мастер-классы, но, по словам Елены, треть посетителей возвращается. Образовались даже целые комьюнити, которые собираются в студии в определенный день, чтобы вместе полепить. При этом сама Елена, которая занимается керамикой уже около четырех лет, не имеет профессиональных амбиций и планов. «Настоящие керамисты» тут только преподаватели во главе с выпускницей Строгановки Полиной Семахиной. «Мне просто хочется, чтобы люди получали удовольствие: пришли, что-то сделали своими руками, классно провели два часа и ушли домой с хорошим настроением», — говорит Елена. И добавляет, что еще не нашла себя в керамике настолько, чтобы продавать свои изделия: «Нужно найти свой неповторимый стиль, понимать технологию, создать серию работ — это совсем не то же самое, что сделать поделку своими руками. Керамика — это сложно, не зря этому учатся долго, тут просто нет предела развитию».
Маркеты и не только
Не все относятся к себе и керамике с таким же перфекционизмом, и для рынка современной российской керамики это скорее даже хорошо. Основательница проекта 4ceramics Елизавета Солоницына рассказывает, что среди участников маркетов, которые она проводит в Москве с 2017 года, всегда были авторы, которые профессионалами не являются — ни с точки зрения образования, ни в плане коммерческого подхода к делу. У них чаще всего есть основная работа, с глиной они работают в свободное время, и переключиться на керамику как на основной источник доходов они не могут, да и не планируют.
Если российский мебельный дизайн испытывает дефицит авторов, то в керамике расцветают 100 цветов — во многом потому, что вход в эту сферу относительно прост. Например, через те же мастер-классы и короткие курсы, которые позволяют разобраться «мое — не мое» и потихоньку набивать руку. По словам Солоницыной, на маркет иногда выходят люди, не имеющие даже полноценной собственной мастерской, — пользуются чужими мощностями. Цены на 4ceramics начинаются с 2 тыс. руб., так что порог для покупателей тоже невысок, что позволяет организаторам зажигать интересом к керамике все новую публику.
Елена Дроботова, архитектор и хозяйка интерьерного магазина Daisy Maisy, напротив, считает, что успех российской керамики связан с большим числом профессионалов, отучившихся в той же Суриковке. «Мне всегда хотелось продавать наших», — говорит Елена. Первой стала Ирина Веселова, которая под брендом Asiknova Ceramics делает керамических неваляшек и другие игрушки из советского детства. А одним из самых удачных открытий Елена считает «Сон Огня», мастерскую Татьяны Миловановой из Палеха. Она делает бокалы в виде грибов, которые, по словам Дроботовой, теперь «продает целыми полянами».
Милованова с этими своими грибами даже оказалась родоначальницей целого тренда — сейчас все керамические маркеты завалены мухоморами. Копирование удачных приемов у коллег вполне типичная история для этого рынка. «Года три назад все использовали бирюзовую глазурь. Покрывали ей все: тарелки, пиалы и так далее. Потом в какой-то момент любимой темой стали гранаты, а теперь кругом мухоморы», — рассказывает Елизавета Солоницына. При этом бок о бок с этим условным массмаркетом на 4ceramics представлены керамисты с именем, которые работают с галереями и выставляются на дизайнерских выставках. Для них это тоже шанс встретить своего покупателя и получить новую аудиторию.
Количество переходит в качество: постепенно растет не только уровень работ, но и энтузиазм публики, которая готова воспринимать — и покупать — более сложные авторские произведения. Начиная с 2023 года помимо маркетов Елизавета Солоницына проводит во Всероссийском музее декоративного искусства Salon de 4ceramics — мероприятие коммерческое, но вполне соответствующее уровню площадки. «В следующем году я хочу поднять планку еще выше — мне пока не хватает современной керамики Cosmoscow, чего-то прорывного и интересного», — делится планами Елизавета.
А Елена Дроботова, торгующая не только работами российских керамистов, но и посудой известных брендов вроде Seletti, уверена, что наши не хуже. Подводит их разве что слабый маркетинг: большинство, например, даже не задумывается об упаковке, хотя для покупателя это тоже часть опыта.
Из любителей в профессионалы и обратно
Работы Юлии Каптур можно встретить в непрофильных для керамики местах — магазине экологичных товаров «Котомка» или Friend & Function, который продает рюкзаки, шапки и мелочи для дома. По образованию Юлия архитектор и много лет успешно работала по специальности, а в 2010-е попала под очарование многочисленных на тот момент маркетов типа «Ламбады». «Мне очень хотелось к этому приобщиться. У меня было много идей, и глина на тот момент показалась максимально доступным материалом», — вспоминает она. Первым опытом стала партия елочных игрушек-курочек, которые Юлия лепила ночами вместе с родственницей, тоже подключившейся к этой затее. Курочки благополучно нашли покупателей, а Юлия вскоре ушла в декрет. Смена привычного образа жизни сделала переход в новую профессию гладким и естественным: сначала она снимала место в чужой мастерской, потом завела собственную, купила печь для обжига — керамика стала ее основным занятием.
Каптур делает небольшие серии ваз, стаканов и подсвечников в узнаваемой технике и говорит, что амбиции стать галерейной художницей у нее никогда не было: «Я воспринимаю себя больше как дизайнера. Сейчас я работаю с глиной, но могу легко представить, что однажды переключусь на какую-нибудь условную фанеру или что-то еще». Что до владения технологическими тонкостями, то она осваивает их ровно настолько, насколько требуют текущие задачи: «Были моменты, когда я понимала, что мне чего-то не хватает для дальнейшего рывка, и я тогда просто брала профессиональные курсы или шла к кому-то учиться. Но я никогда не погружалась во все тонкости, не делала глазури самостоятельно. Мне больше нравится работать просто с формой».
Другой пример — мастерская DirtyHands, основанная Елизаветой Мартиросьян и Кареном Юзбашяном. Их история началась со случайного мастер-класса в суздальской «Дымов Керамике», но, в отличие от большинства неофитов, они сразу решили работать в крупном формате и делать монументальные панно, а затем и мебель. «Это вызов самим себе, — рассказывает Карен. — Мы начали с эксперимента. Например, наш стеллаж Vertebra (сделан в соавторстве с дизайнером Игорем Куркиным. — «РБК Стиль») был абсолютно авантюрной задачей: керамической мебели такого размера мы не видели и с задором взялись за воплощение». При этом, как признаются Карен с Елизаветой, масштаб их замыслов был несопоставим с уровнем мастерства, поэтому они сразу начали с поиска помощников-исполнителей.
Сейчас DirtyHands представляет собой маленькое производство. Елизавета с Кареном занимаются прежде всего творческим руководством — придумывают новые сюжеты для панно и модели мебели, представляют проект в дизайнерском мире, а работы по их эскизам выполняют несколько профессиональных керамистов. Но даже при таком подходе мастерская пока не стала основным источником дохода для своих основателей — у Карена есть другой бизнес, который кормит семью, так что в каком-то смысле они остаются любителями.
Даже Елизавета Солоницына, учившаяся работе с глиной с детства, сейчас воспринимает керамику больше как свое увлечение, ведь основная работа — организация выставок и маркетов.
Искусство и ремесла
Александр Сафроненков как раз из тех, кто долго воплощал чужие замыслы. Он целенаправленно и долго учился ремеслу — сначала в колледже в Гжели, потом в институте, по направлению «художественная керамика». «Это образование базировалось на советской системе, когда институты и колледжи готовили базу для художественных комбинатов, но пока я учился, вся эта формация начала разрушаться, — рассказывает он. — Учебные заведения перестали взаимодействовать с производством, и я выпустился в никуда». Следующие несколько лет Александр работал на проектах, последним из которых стал Mare Mediterraneum группы AES+F, продолжавшийся два года. И только после этого, четыре года назад, он стал вырабатывать собственный творческий подход к керамике.
Коллега и друг Александра Константин Становов пришел к работе с керамикой куда менее прямолинейным путем. Он вырос в художественной семье, но не горел желанием продолжать традицию, поэтому получил инженерное образование и даже несколько лет проработал по этому профилю, но потом все-таки развернулся к творчеству, опробовал несколько разных материалов и остановился на керамике. Устроился на производство и даже безвылазно жил там несколько месяцев, чтобы полностью погрузиться в ремесло. «Ни один коворкинг не даст тебе такого опыта, как производство, где ты занимаешься керамикой по шесть-семь дней в неделю, — говорит он. — И чем тратить два часа на дорогу, лучше поспать в респираторе».
Сейчас Становов представлен в Balchug Gallery и 3L Gallery, напрямую сотрудничает с интерьерными дизайнерами и коллекционерами. Ни одна из российских галерей, по его словам, пока не умеет продавать керамику настолько хорошо, чтобы художник мог уйти к ней на эксклюзив. Сафроненков, в свою очередь, активен на маркетах, много участвует в выставках и продвигает себя через соцсети, делает посуду для White Rabbit Family, но с галереями пока не сотрудничает — говорит, что должен до конца разобраться с тем, кто он и чем занимается. Так что большой вопрос, какой путь к успеху прямее и легче.
«Есть люди, которые глубоко погружены в технологии и технику, но в их работе не хватает выразительной художественной составляющей», — считает Александр. А Константин добавляет, чтороссийским керамистам для развития нужны кураторы, целенаправленно работающие с прикладным искусством, и резиденции. Для художников, работающих с другими материалами, такие проекты давно существуют, а вот специализированных для керамики пока не придумали.
В феврале 2024 года Сафроненков, Становов (вместе с Зоей Епишевой) представили общий стенд на Salon de 4ceramics, где показывали свои скульптурные работы, а параллельно с этим делают посуду, светильники и так далее. Константин, например, мечтает сделать массовую коллекцию прикладной керамики «как у Zara», Сафроненков сейчас выставляется на маркете ювелирки, а когда вернется в студию, будет дорабатывать очередную елочную игрушку. Он их делает уже несколько лет подряд, и постепенно складывается целая серия.
«Мы погружены в керамику настолько, что у каждого сразу несколько направлений: посуда, декоративка, арт и прочее, прочее, прочее», — говорит Александр. «Художники на полной занятости», — добавляет Константин.
Автор: Анастасия Ромашкевич. Фото обложки: пресс-служба