Ценность Тарковского, минусы проявления воли и история создания маленького черного платья: что почитать, посмотреть и послушать для расширения кругозора

В этой рубрике мы собираем интересные лекции, фильмы и подкасты о визионерах и о том, что помогает развить визионерские качества в себе.

Подкаст «Крупным планом», эпизод «Андрей Тарковский — переоцененный автор или революционер киноязыка?»

Режиссер Андрей Тарковский у себя дома, 1969
Фото: Igor Gnevashev | Russian Look | Global Look Press

Слушать

Недавно общественность поразилась высказыванию режиссера Сарика Адреасяна на встрече со студентами в московском киноколледже: «Тарковский — это плохо… Это деградирующий кинематограф, остался 60 лет назад, забыли это». Утверждение, конечно, сомнительное. Но авторский кинематограф и правда многих пугает: сложно, медленно, а главное — непонятно. Порог вхождения в артхаус выше, и люди скептически примериваются: а окупятся ли мои усилия? Правда ли это так необходимо смотреть, раз это так сложно? Как раз об этом в эпизоде про Андрея Тарковского подкаста «Крупным планом» рассуждают редактор «Кинопоиска» Даулет Жанайдаров и киновед Всеволод Коршунов.

Спойлер: да, Тарковский стоит всего. Однако следует снизить уровень пафоса в отношении великого режиссера, чтобы зритель перестал бояться, что никогда его не поймет, а значит, не надо и пытаться. Советуем послушать этот подкаст, чтобы узнать, какие есть основные «ключи» к пониманию фильмов Тарковского, а также что именно он изменил и предвосхитил в мировом кинематографе.

YouTube-канал «Анна Виленская и открытый музыкальный лекторий». Выпуск «Как мы слышим музыку: все о музыкальном слухе»


Смотреть

Музыковед Анна Виленская стала популярна благодаря забавным и неформальным разборам современной музыки. Зрителей подкупает ее умение рассказывать о сложных вещах без снобизма и излишнего усложнения, будь то структура рэп-хитов, магия песен группы «Кино» или гениальность Radiohead. Хотя некоторые коллеги-музыковеды иногда упрекают ее в упрощении, комментарии к лекциям всегда идут с одним посылом: «Спасибо, что так интересно рассказали нам о том, в чем мы совсем не разбираемся!»

В лекции «Как мы слышим музыку: все о музыкальном слухе» Анна Виленская объясняет, что у человека есть два вида слуха: физический и фонематический. Физический помогает различать звуки по тембру, высоте и продолжительности, а фонематический позволяет складывать звуки в слова и определять их смыслы. Это вызывает много интересных вопросов, на которые она отвечает на лекции. Может ли музыкант быть великим без абсолютного слуха? Почему нам легче слушать «Черный бумер», чем симфонии, и можно ли переучиться? Как композиторы пишут музыку и что такое цветной звук?

На ее канале можно найти лекции на самые разные темы: анализ творчества отдельных исполнителей (от Меладзе до Queen), рассказы о композиторах (от Моцарта до Вагнера), жанрах (от поп-музыки до блюза) и целых музыкальных эпохах.

«Эйзен», книга Гузель Яхиной

Фото: АСТ

Читать

Если говорить о величайшем визионере советского кинематографа, то имя Сергея Эйзенштейна приходит на ум одним из первых. Его «Броненосец Потемкин» признан многими критиками лучшим фильмом XX века. Перечислять звания Эйзенштейна можно бесконечно: лидер авангарда, режиссер, сценарист, теоретик монтажа, педагог…

Новый взгляд на эту фигуру предлагает Гузель Яхина — автор романов «Зулейха открывает глаза», «Дети мои» и «Эшелон на Самарканд». Ее новая книга «Эйзен» охватывает весь творческий путь Эйзенштейна, включая резкий поворот от сторонника власти до ее критика, создателя запрещенного Сталиным «Ивана Грозного». Роман состоит из восьми глав, каждая посвящена одному из задуманных режиссером фильмов. Сама Яхина в послесловии так объясняет свою задачу: «Развернуть действие на границе fiction и non-fiction. Создать не научный труд, а художественный, но с предельно возможным уважением к правде». Как минимум это интересно прочитать для того, чтобы узнать про режиссера чуть больше, как максимум — чтобы вдохновиться на просмотр (или пересмотр) его фильмографии.

YouTube-канал «Ирина Якутенко». Выпуск «Чем реже мы проявляем силу воли, тем больше шансы добиться своих целей»

Смотреть

Молекулярный биолог и научный журналист Ирина Якутенко раскрывает различные аспекты жизни через призму науки. Ее видео часто строятся на развенчании мифов и на парадоксальных утверждениях, например почему не стоит слепо доверять всем сигналам тела или в чем может быть польза скуки.

Особое внимание Якутенко уделяет теме достижения целей. В этом ролике она объясняет ключевой принцип, который помогает нам их достигать: важно как можно реже проявлять силу воли. Почему? Если на каждую бытовую мелочь вы тратите силу воли, то ее просто не останется на значимые дела. Ведь даже собрать сумку с утра в спортзал — это когнитивно затратный процесс. К тому же уровень дискомфорта от одной и той же задачи в случае принуждения себя будет повышаться. В подтверждение она приводит результаты различных экспериментов и исследований, а также дает советы, как минимизировать «расход самоконтроля». Советуем смотреть всем выгоревшим, чтобы приободриться.

Подкаст «Лекции Arzamas», эпизод «Маленькое черное платье»

Коко Шанель, 1937
Фото: Horst P. Horst | Condé Nast | Getty Images

Слушать

После Первой мировой войны в обществе возник запрос на удобную и функциональную женскую одежду, которую можно было бы легко трансформировать — например, после работы в ней же пойти на вечеринку. Женщины стали заметнее в обществе, они стали больше самовыражаться, не бояться проявлять сексуальность. В то же время на пике популярности находилось абстрактное искусство. Сегодня кажется, что все эти предпосылки закономерно вели к появлению культового предмета гардероба — маленького черного платья. Но, как часто бывает, нечто становится очевидным лишь после того, как идея уже воплощена в жизнь.

Историк моды Ольга Вайнштейн рассказывает, как возникла эта «униформа для всех женщин, наделенных вкусом». Были ли у Коко Шанель предшественники? Как воспринимался черный цвет? Существовал ли советский аналог маленького черного платья? И почему оно до сих пор остается невероятно популярным? Ответы на все эти вопросы — в выпуске подкаста.
Читайте также:
«Виртуальное сольется с реальным»: прогнозы главы Nvidia Дженсена Хуанга
«Время вина: люди». Премьера фильма РБК
«Герань — некрасиво, „Баленсиага“ — красиво» — Александр Снегирёв об оптике красоты