Песнь льда и пламени: новый театр Камала в Казани

Театр Камала от бюро Wowhaus и Кенго Кума стал самым громким архитектурным событием последних месяцев. И доказал, что спрос на wow-архитектуру по-прежнему есть.
В конкурсе, который проходил в 2021–2022 годах, победил проект знаменитого японского бюро Kengo Kuma and Associates в консорциуме с московским Wowhaus. За общую концепцию отвечал Кенго Кума, который придумал затейливый образ: холодный и динамичный экстерьер и теплый, почти пылающий интерьер.
Фасады сделали похожими на нагромождения ледяных осколков, перекликающихся с замерзшим озером Кабан, на которое смотрит театр. Треугольники из стекла отражают воду, небо и город, поэтому и облик здания обещает меняться от сезона к сезону. В интерьере, который в основном разрабатывало бюро Wowhaus, решили обыграть легенду о несметных сокровищах, якобы утопленных во все том же Кабане во время осады Казани Иваном Грозным. Общественным зданиям, тем более зрелищным, такая нарративность, умение рассказывать истории, часто очень к лицу.

Неподходящий момент
Итоги конкурса объявили 17 февраля 2022 года, а ровно через неделю началась СВО. Все тихо попрощались с проектом: было понятно, что сейчас не до архитектуры зрелищ, тем более победил проект, где активно участвовало японское бюро, а контакты с Японией довольно быстро оказались под санкциями. «Мы были совершенно уверены, что на этом все и закончилось. И больше того, даже смирились с этой мыслью», — рассказывает о проекте Олег Шапиро, глава Wowhaus. И вдруг в конце 2022 года снова зашла речь о реализации, правда, в условиях санкций дорабатывать проект московскому бюро предстояло уже самостоятельно.Еще полгода спустя выяснилось, что здание не просто построят, но и намерены сделать это в совершенно невероятные сроки — за полтора года, чтобы успеть к запланированному в Казани саммиту стран БРИКС 2024 года. Для стройки такого масштаба и такого уровня сложности это почти фантастика. И самое удивительное, что смогли построить, и больше того: без упрощения проекта.
Городская гостиная
Театр Камала — старейший в России национальный театр: свой первый спектакль на татарском языке труппа сыграла еще в 1906 году. У театра есть здание, тоже довольно примечательное — бруталистский великан, стоящий на противоположном берегу озера Кабан, ближе к центру города. Но труппа растет, а здание устаревает, и идея переезда зрела давно.Новый театр решено было сделать тоже на озере, но уже на современный лад: максимально открытым городу (это вообще сегодня один из важных трендов в мировой архитектуре — ее многофункциональность и «проницаемость»). Поэтому в техзадании конкурса звучало пожелание сделать фойе театра частью городской среды, общественным пространством, решив его так, чтобы любой гуляющий вдоль озера Кабан — а на нем сделаны очень модные променады — мог пройти театр насквозь, даже не имея билетов на спектакли. Просто зайти в буфет, сувенирный магазин, подняться при желании наверх и полюбоваться панорамами сквозь огромные витражи.
Театральные залы сделаны независимыми друг от друга — у каждого свое фойе, свой контроль, свои буфеты и лифты. Поэтому поток, идущий через центральное пространство, зрителям никак не мешает.
Интерьер театра сделан нарочито нарядным, особенно на контрасте с резким, «холодным» фасадом. Его украшают сделанные из серебристого и золотистого металла узоры, вдохновленные традиционными украшениями и переосмысленные народной художницей Татарстана Наилей Кумысниковой. Архитекторы рассказывают, что была создана специальная комиссия «по татарскости» орнаментов, чтобы в оформление театра Камала не закрались декоративные мотивы других народов.
От классики до эксперимента
За схожими на первый взгляд фойе скрываются совершенно разные по характеру зрительные залы.Большой зал на 770 мест — центральное и торжественное пространство с двумя балконами: его арочные своды и плавные полукруглые формы напоминают архитектуру мечетей, а обилие дерева в отделке навевает мысли и о японских корнях образа театра. Кстати, несмотря на санкции и официальный разрыв отношений, Кенго Кума, или Кума-сан, как его с уважением называют архитекторы Wowhaus, продолжал внимательно следить за проектом на неофициальном уровне: регулярно созванивался с командой в Zoom, пару раз приехал и ненавязчиво давал советы и рекомендации по развитию образа.
Универсальный зал — многофункциональное пространство в формате Black box, где темные стены и потолок фокусируют внимание на сцене. Зал можно бесконечно трансформировать под самые разные мероприятия, от концептуальных постановок до записи музыки.
Восточный зал с большим окном, выходящим на озеро Кабан, наверное, самый запоминающийся: его стены оформлены круглыми дисками, которые отсылают к образу татарских украшений из монет. Дизайн потребовал сложных акустических решений: «монеты» сделаны из гипса и довольно массивны, чтобы обеспечить необходимое отражение звука.
Помимо эффектной архитектуры, проект отличается максимальным техническим наполнением: в театре есть все, что можно только придумать: от механизмов вращения сцены до светового, звукового и видеопроекционного оборудования.

Город в городе
Пусть главный в театре — зритель, но именно актеры проводят в нем дни напролет. Поэтому самые лучшие видовые пространства на третьем этаже отданы под нужды труппы, а она в театре под 500 человек: здесь кабинеты главного режиссера и главного художника, гримерные с естественным светом (в старом театре Камала гримерные были в подвале), столовая с видом на озеро, репетиционные залы и — это особенно трогает — игровая зона с горкой и сухим бассейном, где актеры-родители могут оставить детей, пока идет репетиция.Часть помещений отдана резидентам — местным театральным студиям, в том числе любительским. Это обещает обеспечить театру более активную вовлеченность горожан, сделать его как раз той самой городской средой, в которой всегда течет жизнь, независимо от афиши.
Не меньше впечатляют и технические подвальные помещения: склады для декораций и огромные мастерские для их изготовления, буквально под завязку набитые современными станками и оборудованием. И вот что удивительно: с улицы театр не выглядит громадиной, но внутри это по-настоящему внушительный многоуровневый мир, начинающийся с вешалки и заканчивающийся хитрыми переходами, закулисьем, теми тщательно скрытыми механизмами, которые превращают театральное действо в настоящее волшебство.
Автор: Марина Юшкевич. Главное фото: Дмитрий Чебаненко