Как Центр развития национальной культуры и ремесел «Поле» возрождает усадьбы и помогает художникам

Предприниматель, меценат и куратор Александра Фалиштынская основала Центр развития национальной культуры и ремесел «Поле» и не только поддерживает молодых дизайнеров и художников, но и возрождает фабрики и старинные усадьбы, наделяя их новыми смыслами и функциями.
Фонду «Поле» всего два года, но его неофициальная история началась в 2018-м с текстильного бренда the.DOT.home, который Александра Фалиштынская создала на базе реанимированной старинной мануфактуры в Ивановской области. Проект получился коммерчески успешным, но это был приятный побочный эффект. «Когда я увидела здание конца XIX века и то, в каком запустении все находилось, мне захотелось, чтобы место снова задышало, зажило, — вспоминает Александра. — Я изначально делала акцент на культурной составляющей, соединении истории и современности, на авторах, которых привлекала. То, что проект стал коммерчески успешным, говорит, что мы выбрали правильную стратегию».

Марка the.DOT.home не просто производила текстиль изо льна, а сразу начала практиковать междисциплинарный подход к дизайну, синтезируя его с искусством и ремесленными техниками. В 2018-м только что появившийся бренд дебютировал на ярмарке современного искусства Cosmoscow со стульями и креслами, обтянутыми тканью с вышивками Татьяны Подуфаловой, ширмой Кирилла Басалаева и текстильными коллажами на декоративных подушках от Ольги Лященко. Сейчас Ольга — соосновательница известной студии LOMM lab, работающей с текстилем, а тогда была студенткой четвертого курса Строгановки.

«Приятно, что я тоже причастна к этому успеху, — говорит Фалиштынская. — Мы вместе сделали много коллабораций. Для молодых авторов это пример того, как работает система и как можно достигнуть любых карьерных высот. Именно поэтому я отсчитываю историю фонда с ­2018-го — уже тогда мы реализовывали те же практики и активности, что стали основными сейчас».

Гобелен по эскизам Леси Парамоновой, представленный на стенде фонда «Поле» во время ярмарки blazar 2024
Фото: Натела Сулаквелидзе

У Центра развития национальной культуры и ремесел «Поле» две масштабные миссии: помимо поддержки молодых авторов, которые используют в своих проектах традиционные для нашей страны ремесла, он возрождает и ревитализирует исторические усадьбы и производства. Так, уже на другой мануфактуре — в Вязниках — были созданы самые популярные твиды the.DOT.home, сотканные из собственной пряжи со специально разработанным переплетением нитей. Этой фабрике во Владимирской области уже больше 150 лет, сейчас на ней есть производственная часть, а еще появится площадка для передвижных выставок и крафт-резиденция. «Мы пока думаем над форматом. Возможно, организуем там классы по текстильным ремеслам, чтобы привлечь местных детей, — отмечает Александра. — Хочется заниматься именно молодыми авторами. Они с упоением учатся, в том числе работать руками, свободнее мыслят и смелее идут на эксперименты».

У фонда «Поле», помимо фабрики в Вязниках, есть еще четыре локации для будущих арт-резиденций и школ ремесел. Все эти места имеют большое культурное и историческое значение. «Я уже не помню, как наткнулась на первую усадьбу. Кажется, искала дом для мамы на "Авито" и увидела старинный особняк в Пскове за 5 млн руб. Это объявление будто перенесло меня в параллельную реальность: я вдруг узнала, что дома, которым больше сотни лет, существуют и их можно купить», — рассказывает Фалиштынская. В ее «коллекции» появилась деревянная дача в стиле русского модерна, построенная в Клязьме в 1908 году по проекту художника и архитектора Сергея Вашкова. В 2003-м она сгорела, поэтому Александре и ее команде предстоит масштабная работа по восстановлению образца деревянного зодчества.

«Для успешного бизнеса надо, чтобы были план, прибыль, показатели эффективности. Но мы сразу отказались от коммерческой составляющей, потому что поняли, что на реставрации и возрождении архитектурного наследия никогда не заработаешь. Подобные проекты в жизни не окупятся. Вместе с этой иллюзией ушло лишнее напряжение, и проект стал развиваться в культурно-образовательном направлении. Сейчас мы все делаем на частные средства, но недавно подали документы на первый грант и планируем привлекать стороннее финансирование, чтобы развивать творческую среду», — говорит меценат-­предприниматель Фалиштынская.

Новый вид деятельности и знакомство с творчеством Сергея Вашкова перевернули сознание Александры: она влюбилась в русский модерн, стала глубже изучать этот стиль и получила дополнительное искусствоведческое образование. Еще один образец эпохи модерна в коллекции «Поле» — усадьба Матренино в Тверской области. Дом с огромным пейзажным парком относится к первому десятилетию ХХ века, здесь планируется организовать творческий лагерь, куда можно будет приезжать семьями на несколько дней и погружаться с головой в творческую и природную атмосферу.

Усадьба Матренино
Фото: Евгения Шишкина
Усадьба Матренино
Фото: Евгения Шишкина
Усадьба Матренино
Фото: Евгения Шишкина
Усадьба Матренино
Фото: Евгения Шишкина

А недавнее приобретение фонда — поместье Воробьево в Калужской области, построенное на рубеже XIX‒XX веков. Авторство, по разным источникам, приписывают Льву Кекушеву и Ивану Машкову. Этим объектом фонд активно занимается, чтобы поскорее превратить его в культурно-выставочную площадку с постоянными и временными экспозициями, фестивалями музыки, театра и танца.

«Когда я купила все эти дома и усадьбы, стало страшно, но у меня много друзей и партнеров, которые мне помогают. Вадим Разумов ходит по инстанциям, собирает документы, находит людей и волонтеров для субботников. Яна Нечайкина, ландшафтный архитектор и реставратор, проводит частные исторические расследования и работает над проектами воссоздания парков. Вообще, единомышленники — это сила», — делится Александра.

Фонд также сотрудничает с Всероссийским музеем декоративного искусства (его поддерживает директор музейного Центра моды и дизайна Анастасия Крылова), искусствоведом и независимым куратором Мариной Ширской, дизайнерами Иваном Басовым, Екатериной Григорь­евой и Алек­сандрой Федоровой, автором проекта «Новый русский // Культурный код». В издательстве TATLIN вышло переиздание книги Сергея Вашкова «Религиозное искусство», которую презентовали в Российской академии художеств. Эта институция тоже живо интересуется практиками фонда «Поле» и готова к сотрудничеству.

Усадьба Воробьево в Калужской области, одна из будущих резиденций фонда «Поле»
Фото: Вадим Разумов

На всех объектах сейчас идут реставрационные и ремонтные работы. Первой свои двери для резидентов распахнет дача ­1950-х годов в ближайшем Подмосковье: школа эстетического воспитания для детей в тес­товом режиме учеников принимает уже с октября. Ее Фалиштынская запускает вместе с Ксенией Коренной, основательницей проекта по возрождению традиционной культуры Nuancè. «В какой-то момент я поняла, что одной мне не сдюжить, а у Ксении как раз была идея создать школу. Мне очень нравится ее подход к воспитанию детей, взгляды на семейные ценности и традиции и то, как она умеет вкладывать смыслы в образовательные практики. Она нашла педагогов и сформировала классы», — рассказывает Фалиштынская. Также в начале 2025 года в штаб-квартире Фонда на Рублевке откроются гостиные для культурного досуга взрослой аудитории и профессионально оборудованная текстильная мастерская.

Первая коллекция льняных тканей, выпущенная брендом the.DOT.home в 2018 году
Фото: Александр Володин
Стул с вышивкой в коллаборации с Татьяной Подуфаловой
Фото: Александр Володин
Первая коллекция ковров
Фото: Александр Володин

Проект «Поле» задуман как лаборатория для развития начинающих дизайнеров и художников, которым предоставляются образовательные, технические и финансовые ресурсы. Несмотря на то что у фонда пока нет полноценных действующих площадок, это не мешает ему активно работать с авторами. На последней ярмарке молодого современного искусства blazar в сентябре состоялась премьера результатов этого труда. Они оказались настолько удачными, что, по словам Александры, были куплены почти все тиражи представленных на стенде объектов. Экспозиция была посвящена Сергею Вашкову, мастеру эпохи модерна и автору дачи в Клязьме, которая сейчас реставрируется фондом.

«На blazar я поняла, что мы делаем все правильно и надо продолжать работать в этом направлении. Мы нашли тот самый культурный код, копнули так глубоко, что задели очень тонкие струны души. Кто-то из посетителей плакал, а кто-то молился. У нас на стенде будто закручивался какой-то вихрь энергии. Наша экспозиция про здоровый патриотизм, понимание своих корней и чувство красоты», — отмечает Александра. Такой фурор произвели расшитый бисером гобелен Леси Парамоновой, минималистичные скульп­туры Кирилла Кривощекова, текстильные панно Лики Ильиной и апсайкл-инсталляции Наталии Костомаровой.

На вопрос, ради чего Александра всем этим занимается, она отвечает следующим образом: «Так сложилось. Я даже не знаю, чем еще можно заниматься. Мне нравится сравнивать себя с дискоболом, который берет и кидает что-то увесистое в вечность. Этих усадеб хватит на несколько жизней моей семьи, у проекта есть точка А, но нет точки Б. Это эстетичный, увлекательный и очень сложный процесс, который ты делаешь с удовольствием, и от этого твой каждый день наделен смыслом. Я просыпаюсь с ощущением наполненности, поэтому точно знаю, чем буду заниматься через 20, 30 или 50 лет, — этим же».

Автор: Ольга Сорокина. Фото обложки: UUstudio
Читайте также:
«Герань — некрасиво, „Баленсиага“ — красиво» — Александр Снегирёв об оптике красоты
«И немедленно обнял». О Дмитрие Брусникине
«Люди ужасно быстро привыкают к хорошему»: писательница Вера Сорока — о резиденции в Переделкине