Феномен ТЦ, нейросеть в качестве психолога и фильм, снятый от первого лица: что почитать, посмотреть и попробовать для расширения кругозора
В этой рубрике мы собираем интересные лекции, фильмы и подкасты о визионерах и о том, что помогает развить визионерские качества в себе.
«Большая картотека», книга Льва Рубинштейна

Лев Рубинштейн
Год назад ушел из жизни поэт и эссеист, один из основателей московского концептуализма Лев Рубинштейн. Его главным творческим направлением был созданный им же жанр «картотеки». До этого с карточками работали многие писатели и поэты. Например, Владимир Набоков любил писать отрывки своих романов на каталожных карточках, а потом мог тасовать их между собой, пока ему не понравится выстроенная композиция. Однако Рубинштейн не просто сочинял таким образом — он так и публиковал: ему было важно, что одна карточка является одной ритмической единицей текста.
Вот как он это объяснял: «Стопка карточек может рассматриваться и как визуальный или же манипулятивный объект. Общение с этим объектом — ритмическое перелистывание, последовательное снятие слоев (наподобие археологических раскопок), буквальное продвижение вглубь текста — это предметная метафора процесса чтения как игры, зрелища и труда».
Советуем прочесть его самый полный сборник «Большая картотека», чтобы вдохновиться и новой формой текста, и деконструкцией языка, и тем, как это становится перформансом при чтении вслух. Рубинштейн в своих карточках будто предвидел цифровую эпоху, в которой формат короткого текста вышел на первый план.
Подкаст kuji podcast, выпуск «Владимир Спиридонов: наука поведения»

В видеоподкасте kuji podcast комик Тимур Каргинов и математик Андрей Коняев разговаривают с людьми из разных сфер — от психологии до физики, и каждый гость такой фанат своего дела, что невозможно не заразиться энтузиазмом и не захотеть сделать что-то свое.
Знаете ли вы, что если человека в беде увидит кто-то один, то шансы на спасение значительно выше, чем если вокруг будет толпа людей? Сможете ли вы с закрытыми глазами описать процесс завязывания шнурков так, чтобы кто-то смог воспользоваться этим как инструкцией? Доказан ли научно Стэнфордский эксперимент с меняющимися местами охранниками и заключенными? Какие когнитивные искажения заставят вас поверить в то, чего не было? Об этом расскажет доктор психологических наук Владимир Спиридонов, четко проводя линию между наукой и шарлатанством.
Китайская нейросеть DeepSeek

В январе вышла новая версия китайской нейросети DeepSeek — R1 — и быстро обогнала по популярности даже знаменитый ChatGPT от OpenAI. В России она стала особенно популярна из-за того, что работает без VPN, за нее не надо платить (напомним, что оплата ChatGPT возможна только с иностранных карт) и ее легко скачать в App Store и Google Play.
Эта нейросеть способна не только отвечать на поставленные вопросы, но и делиться ходом своих «мыслей» при включении опции DeepThink. Конечно, мы можем бояться восстания искусственного интеллекта и обзывать это все «бездушной машиной», а можем уже сейчас с помощью нее составить планы для достижения целей, задать вопросы, которые мучили нас всю жизнь (например, почему в детстве так пугала сцена из мультфильма «Незнайка на Луне», сопровождаемая музыкой «В пещере горного короля»?), и даже использовать в роли легкой психологической помощи (в интернете миллион роликов, где ИИ просят побыть психотерапевтом и он в ходе беседы задает такие точные вопросы, что у людей случается инсайт за инсайтом).
Подкаст «Время и деньги», эпизод «Универмаги. Как заменить множество лавок одним магазином»

Универмаг Ле-Бон-Марше в Париже, 1892. Первый современный универмаг, реконструирован Аристидом Бусико
Андрей Аксенов известен в основном по подкасту «Закат империи», который стабильно держится в топе самых прослушиваемых на всех площадках. Он влюбил в историю даже людей, которые в школе ее терпеть не могли за кучу дат, имен и скучные энциклопедические полотна. Благодаря чему? Во-первых, неочевидным темам. Например, вы знали об индустрии паломничества на Святую Землю в конце ХХ века, которая предоставляла такой пакетный тур, что нынешние агентства позавидуют? Во-вторых, из-за концентрации на частных явлениях, жизни отдельных людей, а не только думах о нации и императоре. Такой же подход у него и к подкасту «Время и деньги» о роли бизнеса в истории.
В эпизоде «Универмаги. Как заменить множество лавок одним магазином» Аксенов рассказывает о настоящих визионерах Аристиде Бусико и Штефане Эсдерсе. Перед нами история зарождения новой модели продаж, которая сейчас стала обыденностью, а тогда была прорывной идеей, в которую многие не верили. Послушайте о том, как был придуман потребительский опыт, близкий современным торговым центрам: купить всей семье одежду разом, насладиться обслуживанием, выпить кофе и просто отдохнуть, не выходя из одного здания.
«Мальчишки из Никеля», фильм РаМелла Росса

Кадр из фильма «Мальчишки из Никеля»
«Мальчишки из Никеля» — фильм о двух темнокожих подростках, которые попадают в исправительное учреждение «Академия Никель» и пытаются там выжить.
Главное новаторство «Мальчишек» в том, что они полностью сняты от первого лица, то есть зритель видит лишь то, что видит герой. Подобный прием до сих пор не использовался в серьезном драматическом кино, чаще его можно было встретить в жанровых картинах (триллер «Хардкор» Ильи Найшуллера), а еще чаще он использовался только в отдельных сценах (например, в хоррорах «Ведьма из Блэр» и «Маньяк»). Однако режиссер РаМелл Росс идет дальше: он не просто отказывается от традиционного способа рассказывать историю, а еще и ведет повествование с точки зрения двух героев: то глазами главного героя Элвуда, то его друга Тернера.
Критики единодушно говорят об эстетическом прорыве. Однако этот подход настолько необычен, что зритель на протяжении всего фильма либо остается в состоянии легкой отстраненности из-за когнитивного диссонанса, либо полностью погружается в историю, примеряя этот POV на себя.
У «Мальчишек из Никеля» вообще впечатляющий послужной список: номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. А первоисточник, одноименный роман Колсона Уайтхеда, получил Пулицеровскую премию и был назван журналом TIME одной из лучших книг десятилетия. Сейчас, когда фильм уже доступен в онлайне, но итоги «Оскара» еще не подведены, самое время его посмотреть — чтобы было за кого болеть.
YouTube-канал «Брокен дэнс». Выпуск «5 вещей, которые The Beatles изменили в музыке»
Кажется, что The Beatles были всегда и все знали о их гениальности. Однако культ вокруг чего-то часто не дает нам даже порассуждать: а почему эти важные вещи так велики и уникальны? Что они изменили в истории и почему в ней остались? Музыкальный журналист Николай Редькин рассказывает о знаменитой группе и пяти революционных вещах, которые они привнесли в музыкальную сферу. Например, стали первой группой в современном понимании. Если раньше это был скорее набор из неизвестных музыкантов и известного солиста, то именно с них стал важен каждый участник. Буквально уроки музыки, которых нам не хватало в школе.