Кто отвечает за новый облик Москвы

Москва, несмотря на все кризисы и сложности, не перестает стремительно меняться: новые здания появляются с такой скоростью, что порой не узнаешь знакомые места. Будем честны, не все проекты и «обновки» идут городу и вписываются в его контекст. Тем не менее хорошей современной архитектуры все равно много. Мы выбрали топ-5 бюро, которые успешно меняют облик столицы прямо сейчас.

СПИЧ

Бюро СПИЧ — один из лидеров качественной московской застройки. Бюро было основано в 2006 году архитекторами Сергеем Чобаном, который до этого много лет жил и работал в Германии, возглавляя берлинский офис NPS Tchoban Voss, и Сергеем Кузнецовым, который позже станет главным архитектором Мос­квы и со временем СПИЧ оставит. Лишь за последние годы по проектам бюро были завершены такие знаковые для Москвы постройки, как Центр «Зотов» в бережно отреставрированном здании бывшего хлебозавода № 5, фасады нового здания Третьяковской галереи с разновеликими окнами, напоминающими шпалерную развеску картин в старинном музее, а также просто заметные объекты, формирующие облик города. Среди них — клубный дом CULT возле станции метро «Октябрьская», новый офис «Новатэк» на Ленинском и музейно-храмовый комплекс в Тушино, выдержанный в традициях владимиро-суздальского зодчества, неожиданно и элегантно пересказанных на современный лад.

Центр «Зотов»
Фото: Пресс-служба
Новый офис «Новатэк»
Фото: Пресс-служба

Авторству Сергея Чобана принадлежит самый высокий столичный небоскреб — башня «Восток» комплекса «Федерация» в Москва-Сити, с которой по высоте в будущем почти сравняется разработанный им же «Дом Дау». Обещают, что он будет самым высоким жилым небоскребом в стране, правда, пока построен еще только на уровне фундаментов. Кроме того, в портфолио бюро комплексы-кварталы вроде ЖК «Царская площадь» или ЖК «Серебряный фонтан», меня­ющие облик целых районов Москвы. Из самых свежих построек — Музейно-выставочный центр «Коллекция» в арт-квартале «ЗИЛАРТ», который выглядит словно стеклянный куб, обернутый в медную сетку. Музей уже год обещают вот-вот открыть.

Sergey Skuratov Architects

Сергей Скуратов и основанное им в 2002 году бюро стоят за многими знаковыми для Москвы постройками. Своим ЖК Copper House в Бутиковском переулке и соседними комплексами Скуратов показал москвичам, а главное, девелоперам, что элитная архитектура может быть современной и минималистичной, задав тем самым новый вектор в развитии московского жилого строительства.

Проекты Скуратова структурируют окружающее пространство и становятся яркими акцентами целых кварталов. Архитектор мыслит в градостроительном масштабе, комплексно, поэтому бюро стало генпроектировщиком таких значимых проектов, как ЖК ­«ЗИЛАРТ» или ансамбль особняков на Софийской набережной напротив Кремля. «Дом на Мосфильмовской» в свое время попал в пятерку лучших небоскребов мира, а стеклянные башни Capital Towers стали органичным продолжением Москва-Сити.

МФЖК Capital Towers
Фото: Пресс-служба
ЖК ­«ЗИЛАРТ»
Фото: Пресс-служба
ЖК «Садовые кварталы»
Фото: Пресс-служба

Скуратов красиво, по-настоящему поэтично работает с материалами, независимо от масштабов его построек. Так, его ЖК «Эгодом» на Новоалексеевской впечатляет красотой кирпичной кладки и смотрится как сложная многогранная скульптура, а в квартале «Медный 3.14» на Донской улице медные оконные откосы замечательно меняют оттенок в зависимости от времени суток. Наверное, самый заметный и любимый москвичами проект бюро — комплекс «Садовые кварталы», где Сергей Скуратов не только спроектировал большую часть корпусов, но и отвечал за общую планировку и идею этого нового артистичного городского квартала. Проект уникален и тем, что для его разработки позвали весь цвет российской архитектуры, и самой своей градостроительной идеей: в частном квартале предусмотрено общественное городское пространство с прудом в центре. В начале осени пруд наконец-то наполнили, и москвичи сразу потянулись в новое место, которое обещает стать конкурентом Патриаршим прудам.

«Цимайло Ляшенко и Партнеры»

Бюро, основанное в 2001 году двумя друзьями, выпускниками ­МАрхИ Александром Цимайло и Николаем Ляшенко, за 20 с небольшим лет стало лидером в создании элитных жилых домов в столице. Их на счету бюро уже полтора десятка, как совсем камерных, клубных, вроде дома Bunin на Плющихе или «Цвет32» на Цветном бульваре, так и масштабных жилых комплексов, таких как Brodsky или OPUS, меняющих привычную панораму набережных Москвы-реки, или ЖК «Кутузовский, 12» с его сияющими по вечерам хрустальными колоннами, в которых торжественность Кутузовского проспекта пересказана на новый, приветливый лад.

ЖК Brodsky
Фото: Иван Ерофеев

В каждом из проектов бюро есть какая-то красивая идея, которая позволяет каждому из них быть максимально связанным с окружением, контентом и при этом выделяться. Как правило, можно проследить некую логически-образную цепочку, вылива­ющуюся в своего рода архитектурный сторителлинг. Так, ЖК Brodsky расположен у реки: вода — Венеция — арки… Они-то и становятся «главным героем» архитектурного облика здания. Тема Венеции вызывает воспоминание о Бродском, и все вместе увязывается в заметный и запоминающийся образ.

Несмотря на то что в Москве компания пока строит в основном элитное жилье, сами архитекторы больше тянутся к созданию культурных и общественных пространств. Так, в Казани они спроектировали уникальную мечеть с сияющим куполом, вписанным в куб, в Териберке строят необычный деревянный православный храм, светящийся как маяк, и регулярно заявляют о готовности спроектировать для Москвы музей или культурно-образовательный центр.

Клубный дом OPUS
Фото: Пресс-служба

Название бюро стало уже настолько узнаваемым «брендом», что даже на баннерах, окружающих очередную элитную стройку, девелоперы стали писать «Архитектура от Цимайло Ляшенко и парт­неры». В мире это довольно популярная практика: во многих мегаполисах архитекторы часто не менее знамениты, чем актеры или певцы. В России, где пока не слишком принято продвигать проекты через их создателей, это подлинный признак «звездности».

ADM

Полное название бюро, основанного в 2006 году Андреем Романовым и Екатериной Кузнецовой, расшифровывается как «Архитектурный Диалог с Мегаполисом». И это довольно верное определение: проекты ADM действительно находятся в постоянном диалоге со своим окружением, подпитываются им, а порой обращаются к городу, работая на контрасте.

Так, в комплексе «Малая Ордынка, 19», чтобы соответствовать камерной застройке, архитекторы по высоте выровняли дом по уровню карнизов соседних зданий и визуально разделили длинный фасад здания на три части, используя разные материалы: клинкер, белый камень и моллированное стекло. Удивительно современный объем, перекликающийся с контекстом, стал одним из украшений исторической улицы.

ЖК «Малая Ордынка, 19»
Фото: Пресс-служба
ЖК River Park Towers Кутузовский
Фото: Пресс-служба

Сейчас по проекту бюро строится с десяток объектов в разных концах Москвы: в основном это заметные небоскребы с особой пластикой фасадов — они то привлекают сложным ритмом, как «Ривер Парк Towers», Famous в Багратионовском проезде или High Life на Летниковской, то делают твист, как ЖК Hide. Кстати, закручиваются винтом не только башни, но и строящийся сейчас на Бутырской многофункциональный центр,  проект которого уже собрал множество премий.

ADM активно проектирует большие жилые комплексы, формиру­ющие целые новые кварталы Москвы, такие как три очереди «Ривер Парк», «Новоданиловская 8» и Discovery. Каждый из них при общей масштабности отличает замечательная проработка деталей — то это рукотворный паттерн из клинкера разных оттенков, то кружевные надписи на решетках балконов, то особый ритм откосов. Вообще, работа со сложносочиненными фасадами — один из фирменных приемов бюро, которое экспериментирует с накладывающимися друг на друга ритмами оконных проемов, простенков и других деталей, что добавляет зданиям (а с ними и городской среде) динамики, характера и выразительности. Это не те дома, которые спутаешь друг с другом.

ATRIUM

Архитектурная мастерская ATRIUM была основана в Москве в 1994 году Антоном Надточим и Верой Бутко. Тридцатилетие мастерская отметила только недавно завершившейся масштабной выставкой в Музее архитектуры им. А.В.Щусева и огромной книгой «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры», в какой-то мере суммирующей итоги трех десятилетий очень успешной насыщенной работы.

Архитектуру мастерской отличает особая пластика, многомерность, динамичность. Если верить их «Словарю», это ответ на то, что XX век поменял саму нашу концепцию мироздания: гео­метрия Лобачевского, квантовая физика, теория поля и многие другие открытия показали, что мир и пространство не так линейны, как нам кажется. И действительно, масштабный квартал «Символ», несколько очередей которого выросло на территории бывшего завода «Серп и Молот», выглядит совершенно футуристично и далек от классического понимания как архитектуры, так и мироздания.

ЖК «Символ»
Фото: Пресс-служба

Сегодня в Москве по проекту ATRIUM строятся кварталы «Пребраженская площадь» с характерной динамичной пластикой фасадов, выделяющей их среди окружающей сдержанной застройки, и Primavera в новом районе в Тушино. Кроме того, архитекторы большое внимание уделяют строительству школ новой типологии — открытых, прозрачных, приветливых, как, например, в том же квартале «Символ».

Одна из особенностей бюро — увлеченность самыми современными рабочими технологиями. Его команда одной из первых среди российских архитектурных бюро стала активно осваивать мета­вселенную и с огромным удовольствием вовлекает в работу и проектирование искусственный интеллект. Так что архитектура мастерской, скорее всего, и впредь будет все более футуристичной и заглядывающей в будущее. 

Автор: Марина Юшкевич. Главное фото: Музейно-выставочный центр «Коллекция» в ЖК «ЗИЛАРТ» / Василий Буланов

Читайте также:
«Герань — некрасиво, „Баленсиага“ — красиво» — Александр Снегирёв об оптике красоты
«Я буду продолжать дальше в том же духе, потому что я прав». В чем гений Ива Сен-Лорана
«Я пишу очередное письмо о сексе и дружбе. А ради чего еще жить?»: как миллениальные романы Салли Руни стали феноменом