Заявление против витиеватой «прекрасной эпохи»: как духи Chanel № 5 вошли в историю
- Коко стала первой, кто поставила свое имя в название духов. В начале ХХ века разграничения были четкие: модельеры выпускают модные коллекции, а парфюмеры создают духи. Первопроходцем стал кутюрье Поль Пауре, представивший в 1911 году композицию Parfums de Rosine, назвавший духи в честь дочери.
- В 1920 году Габриэль встретила Эрнеста Бо, французского парфюмера родом из России. Это произошло на Лазурном берегу, где она отдыхала вместе с великим князем Дмитрием Романовым (племянником Николая II). Встреча стала началом плодотворной работы: Бо также создал ароматы Bois des Iles, Cuir de Russie, Gardenia и Chanel No. 22.
- Существует две версии появления духов. Первая отсылает к дате 05.05.1921, когда Габриэль во время показа коллекции распылила в примерочных новый аромат, от которого клиентки пришли в восторг. Вторая: Бо представил десять вариантов в пронумерованных флаконах. Шанель выбрала версию №5.
- Формула духов содержит 80 компонентов, что для 1921 года было невероятно много.
Будучи модельером, Габриэль Шанель совершила прорыв не только в модной индустрии, но и в парфюмерном мире. Практически все в аромате Chanel №5 было инновационным и даже бунтарским для своей эпохи. И в первую очередь — ольфакторное звучание.
В конце XIX и начале XX века женщины выбирали солифлоры – духи, которые имитировали запах одного цветка (розы, жасмина, гардении, сирени), которые были призваны подчеркнуть их женственность. Но Коко, которая умела не только предчувствовать тренды, но и их создавать, решила показать, что женственность — многогранна. Мадемуазель хотела создать аромат, который «пахнет как женщина, а не как роза». В первую очередь композиция должна была быть «чистой». Некоторые исследователи считают, что это связано с тем, что Шанель воспитывалась в монастыре, была очень чистоплотной и не выносила запах немытого тела. Поэтому при создании Chanel №5 парфюмер Эрнест Бо использовал альдегиды — это синтетические компоненты, которые добавляют лимонно-мыльный оттенок, придающий духам ощущение свежести и воздушности. В результате получился современный революционный аромат, противостоящий цветочной хрупкости уходящей Belle Époque.
Шанель открыла миру целый класс цветочно-альдегидных композиций, к которому позже присоединились такие бренды, как Lanvin с ароматом Arpeche, Rochas с духами Madame и Lancome с композицией Climat. К началу XX века производство искусственных компонентов стало масштабным, поэтому цены на парфюмерию и парфюмированные продукты значительно снизились. Однако, пузырек Chanel №5 стоил много — 1500 французских франков (около 23 753 руб. на наши деньги сейчас) Это связано с тем, что в его формуле (до сих пор секретной), есть редкие ингредиенты из Грасса — роза и жасмин. Только представьте: сорт розы Centifolia цветет только пять недель в году, и чтобы получить один килограмм розового концентрата, необходимо собрать 400 килограммов ее лепестков.
Название духов тоже можно назвать концептуальным. Шанель решила назвать парфюм своим именем, но поскольку она планировала сделать не одни духи, нужно было придумать некую отличительную черту. В то время все названия парфюмов были сложными и метафорическими, что совершенно не подходило Шанель. Она предпочитала простоту и удобство, но при этом любила символизм, который присутствует практически во всех ее творениях. В итоге выбор пал на цифру №5 — она считала ее счастливой.
Минимализм, свойственный Шанель, находит свое отражение и во флаконе. Это сегодня мы видим разнообразие форм пузырьков, а в те времена парфюмерные флаконы были отдельным видом искусства.
На фоне сложно-сочиненных экземпляров, например, как у Lalique и Baccarat, простой пузырек Chanel №5, напоминающий фляжку виски с пробкой, выглядел настоящим заявлением против витиеватой «прекрасной эпохи»
Пожалуй, точнее всего выбор лаконичного флакона был описан в рекламной брошюре 1924 года Parfums Chanel: «Совершенство продукта запрещает украшать его обычными искусственными средствами. Зачем полагаться на искусство стеклодува… Мадемуазель с гордостью представляет простые флаконы, украшенные только… драгоценными каплями духов несравненного качества, уникальных по составу, раскрывающих творческую индивидуальность их создателя».
Автор: Кристина Скукина. Фото обложки: © Chanel