Дизайнер и декоратор Марина Бессонова — о визионерских проектах в дизайне и архитектуре

Знаковые предметы мебели, дизайнеры-новаторы, аутентичные пространства и революционные направления — все, что изменило ход развития дизайна и архитектуры

Французский архитектор и дизайнер Жан-Мишель Вильмотт. Бюро Вильмотта Wilmotte & Associés работает в пяти направлениях: архитектура, интерьерный дизайн, музееведение, урбанизм и предметный дизайн. В их впечатляющем портфолио — апартаменты Франсуа Миттерана в Елисейском дворце, Grand Palais Éphémère, Российский духовно-культурный православный центр в Париже, шато Pedesclaux, отели Maybourne Riviera, La Réserve Ramatuelle, Музей исламского искусства в Катаре, реновация знаменитого отеля Lutetia, Cheval Blanc St-Tropez. Помимо создания объектов культурного и урбанистического наследия, Жан-Мишель лично занимается сценографией к музейным выставкам, а его стул Compass (1983) и светильник Washington (1985) стоят в кабинете Эмманюэля Макрона. В 1984 году Вильмотт выиграл конкурс на обустройство офиса французского посла в Вашингтоне. Его объекты — символ французского дизайна XX столетия. 

Фото: Wilmotte & Associes
Фото: Wilmotte & Associes
Фото: Wilmotte & Associes
Фото: Wilmotte & Associes
Фото: Wilmotte & Associes

Стол авторства Шарлотты Перриан Rio (1962), производством которого сейчас занимается итальянская мебельная компания Cassina. На его создание Перриан вдохновила Япония, точнее ее главный символ — восходящее солнце. Стол был спроектирован специально для резиденции японского посла в Париже. Я считаю визионерской даже не трубчатую сталь, с которой любила работать Перриан и которая стала символом модернизма в мебельном дизайне и интерьере первой половины XX века, а то, как она переосмыслила японский культурный код. Эта азиатская нить уже не прервется никогда и будет очаровывать человечество лаконичностью, грамотным, чистым аскетизмом — и будущих отельеров (отели Aman), и модных дизайнеров (Giorgio Armani).

Фото: Cassinaofficial

Дерзость венских мастерских. Одно из самых ярких направлений начала XX века, которое послужило вдохновением для таких архитекторов-модернистов, как Ле Корбюзье, и проложило дорогу к Баухаусу. Оно ярко показало, каких высот можно достичь, когда дизайнер заходит на территорию искусства. Архитектор Йозеф Хоффман на примере легендарного кресла Fledermaus (1907) продемонстрировал новую эклектичность, которая с легкостью соединяла ар-нуво конца столетия и ар-деко начала века. Четкие геометрические линии кресла, специально выполненного по заказу для одноименного кабаре в Вене, и сегодня становятся визуальной доминантой любого знакового интерьера. В настоящее время права на производство Fledermaus принадлежат немецкой компании Wittmann. 

Фото: Wittmann

Мощная стихия Питера Марино. Сказать, что имя американского архитектора стало синонимом современного люкса — не сказать ничего. Начав в 1985 году с организации женского отдела универмага Barneys, сегодня компания Peter Marino Architect отвечает за дизайн топовых люксовых бутиков по всему миру. Бернар Арно (глава LVMH Group) заказывал Марино дизайн своего первого городского отеля Cheval Blanc в Париже, Марино ценят в арт-сообществе, приглашают курировать выставки именитых художников и патронировать деятельность молодых. Во всех его проектах представлена уникальная мебель, которая создается исключительно под проект. Отдельного внимания заслуживает серия бронзовых объектов Bronze Boxes (2010). Очарованный идеей того, что бронза может пережить по времени целые цивилизации, архитектор заказал во французском ателье St.Jacques, принадлежащем Национальному институту ремесла и ручной работы (France's national institution for craft), реализацию бронзовых коробок. Каждый предмет — будь то комод, сундук или просто коробка — создается в течение года и может быть выполнен из позолоченной, посеребренной или черненой (blackened) бронзы. Коллекция демонстрирует уникальный подход к ремеслу, материалу, наследию, искусству и дизайну. Все предметы представляет галерея Ларри Гагосяна.

Фото: Petermarinoarchitect.com

Французская керамика 1950-х. Именно в послевоенное время во Франции начинает формироваться новый взгляд на такой привычный материал, как глина. Город Валлорис становится эпицентром притяжения художников, которые воспринимают работу с глиной скорее как художественный акт, а не создание утилитарного предмета. И тиражные, и единичные объекты демонстрируют новый подход к формам и глазури. Инициатива воспринимать глину как холст исходила от Пабло Пикассо, его новаторский подход оставил огромный след — в буквальном смысле этого слова. Не рисовать, а вырезать (техника ангоба) на поверхности сырой глины силуэты и образы — один из его фирменных ходов. Помимо Пикассо, изменить визуальный подход к глине в 1950-х годах стремились Роже Капрон, Жан Дерваль, Элизабет Жулия. Из современных продолжателей дела французских художников (невозможно назвать их просто керамистами) можно выделить Кристин МакКирди.

Фото: Museu Picasso

Лаконичная поэтика серебра. В мире не так много компаний, которые способны продолжать традиции искусства сервировки, оставаясь при этом актуальными. Одна из них — французский серебряный дом Puiforcat, основанный в 1829 году и приобретенный в 1993 году компанией Hermès. Коллаборацию бренда с фондом Дональда Джадда (Donald Judd Foundation) — восемь лаконичных предметов, которые американский художник-минималист отрисовал в 1980 году, — можно найти не только во флагманском магазине Парижа, но и в историческом ресторане La Tour d'Argent («Серебряная башня»). Ждем, когда коллекция как часть культурного исторического наследия переместится в Национальный музей дизайна Victoria & Albert.

Фото: Judd Foundation

Вселенная Филиппа Старка. Про этого французского дизайнера или, вернее, его феномен, сказано много, и лестного, и не очень. Но когда кривая сбыта упрямо растет вверх, критикуй не критикуй — все пустое. Признаюсь честно, я фанат Старка. А ряд его отелей (Royal Monceau, Brach, Le Meurice, Lily of the Valley) могу смело назвать учебником по дизайну, ярким примером продуманного комфорта вне зависимости от уровня отеля. Это выражается в планировке даже самых скромных по размеру номеров, цветовой палитре и комбинации материалов, отношении к крафту и искусству и, безусловно, в интеграции собственных объектов мебели и их влиянии на все пространство в целом. Например, любимая коллекция Карла Лагерфельда — Neoz (1992) для Driade — уже стала классикой оформления лаундж-зон, ресторанов и баров, номеров отелей, лобби и т.д. И нужно ли говорить, что ряд предметов, созданных в 1980–90-х годах и давно снятых с производства, сегодня приравнен к коллекционному дизайну.

Фото: Starck.com

Chateau La Coste. Можно сколько угодно утверждать, что Франция ослабила свои позиции на мировой арт-сцене, но любовь мировых элит к французским землям, искусству и art de vivre никуда не делась. Ирландский коллекционер и магнат в сфере недвижимости Пэдди Маккеллен в 2002 году выкупил земли известного Chateau La Coste, превратив винодельню на 600 акрах земли в центр притяжения для деятелей искусства, дизайна, архитектуры, виноделия и гастрономии. Одно из самых красивых мест на юге Франции, территория между Провансом и горным массивом Люберон, обладает (по словам нового владельца) максимально подходящими почвами для выращивания винограда. Чтобы повысить статус вин под брендом La Coste до органического, потребовались новые технологии и новый подход к хранению. С этой целью Маккеллен пригласил своего друга, французского архитектора Жана Нувеля, который возвел на территории шато новый комплекс из алюминия и нержавеющей стали. Также в пространстве винодельни и прилегающих земель работали архитекторы Тадао Андо, Оскар Нимейер, Ренцо Пьяно, Ричард Роджерс, Жан Пруве и Фрэнк Гери. В парке — скульптуры Луиз Буржуа, Ричарда Серра, Жан-Мишеля Отоньеля, Кенго Кума, Ай Вейвея, Александра Кальдера. 

Фото: Chateau La Coste

Жан-Мишель Франк и непреходящие ценности французского модернизма. Французский декоратор и дизайнер Жан-Мишель Франк — один из родоначальников ар-деко, апологет минимализма в сочетании с роскошью, одна из главных движущих сил, которая сформировала понятие об «абсолютном интерьере на все времена». Предметы Франка переиздает галерея Ecart International, права на ряд знаковых предметов мебели принадлежат дому Hermès. В 1924 году глава дома Эмиль Эрмес заказал дизайнеру обивку личного кресла и дивана. После этого опыта рабочие отношения Hermès и Франка продлились долгие годы. Помимо предметов мебели, визитной карточкой дизайнера стали уникальные покрытия — от маркетри из соломы до стен, обитых холстами. В 2011 году Hermès переиздал часть наследия дизайнера. Даже самые строгие любители оригинальных предметов признают, что кушетка 1926 года с кованым каркасом в кожаной обивке не уступает оригиналу. 

Фото: Hermes




Читайте также:
«Герань — некрасиво, „Баленсиага“ — красиво» — Александр Снегирёв об оптике красоты
«И немедленно обнял». О Дмитрие Брусникине
«Люди ужасно быстро привыкают к хорошему»: писательница Вера Сорока — о резиденции в Переделкине