А что, так можно было? Ювелир и дизайнер Александр Карпинский: «Основные мои ориентиры — это тексты»
![](/upload/iblock/39d/ao4te8rfw1gv8gvxkojyk9oj6r24qz0p.jpg)
Около пяти лет назад Александр Карпинский стал заметен в инфополе благодаря кольцу NO, которое он сделал вместе с выпускником Saint Martins Тиграном Аветисяном. Кольцо с крупными буквами, закрывающими всю фалангу пальца, было замечено на актрисе Ирине Мартыненко и стилистке Ирине Дубиной и попало в подборки модных изданий. Журналистка, партнер консультационного агентства Dot Comms и автор телеграм-канала «да и нет» (@askvydolob) Юлия Выдолоб поговорила с Карпинским (своим давним другом) о том, как он попал в ювелирное дело, о первых украшениях с метеоритами и узнала, почему он высоко ценит ручную работу.
Знаковые формы, которые выпускает Карпинский, поклонницы узнают друг на друге безошибочно: кольца, сделанные будто из смятого фантика от конфеты, сложные текучие деконструированные формы браслетов и серег. За последние пару лет у Александра случились заметные коллаборации: с брендом Avgvst — дроп из десяти украшений в виде «пластилиновых» насекомых и цветов — и с основательницей Reca Ventures Дашей Ципилевой — подвеска в виде сердца-карабина.
За кажущейся небрежностью и абстрактностью дизайна скрывается много технологических тонкостей. У Карпинского уникальная, сложная техника закрепки, благодаря которой камень выглядит как инклюзия в породу и лишь на треть находится в металле. Его работы отличают продуманная композиция и посадка на теле. При этом ювелирное дело — лишь один из способов самовыражения для Карпинского: помимо этого, Саша работает в области промышленного дизайна, занимается интерьерами, архитектурой и декоративно-прикладным искусством.
— Как ты попал в ювелирное дело?
— Работа руками — одна из семейных ценностей. Папа был офицером, и в выходные или в отпуске мы с ним обязательно занимались благоустройством жилища и пространства вокруг, делали что-то по дереву, по металлу: столы, стулья, полки или просто что-нибудь декоративное. Отчасти это было вынужденно, но не всякий от нужды начинает что-то делать руками — чаще просто сидит на печи.
Мама тоже всегда поддерживала. Папа у меня из Краснодара, а она из края — из станицы. В Томске папа служил, и после они уехали на родину, а я остался, потому что учился на первом курсе. В то же время из идейных соображений я стал вегетарианцем, и для меня стало невозможным мое прежнее хобби и отчасти то, что мне приносило деньги, — я делал из кожи всякие штуки. И я стал думать: «Я, студент-архитектор, работаю дворником, листовки раздаю...» Официантом пытался устроиться — меня не взяли. Родители сильно помочь не могут, а хочется заниматься чем-то творческим. В общем, взмолился и стал просить понимания, куда бы мне повернуть, что делать.
— Тебе сколько лет было?
— 19.
— Какими были твои первые изделия? Я сейчас отмотала ленту Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) назад и увидела браслеты с метеоритами.
— Я купил метеориты, потому что мне было очень интересно. Юноша — много романтизма: метеориты, космос... Купил в интернете и нашел человека буквально по запросу «ювелиры Томск». Пришел к нему, на пальцах описал, чего я хочу. Он говорит: «Я тебе помочь не могу, но вот есть у нас литейщик Сан Саныч в Академгородке, поезжай к нему». Я говорю: «А как я поеду? Давайте меня везите и знакомьте». Привез, но Сан Саныч меня не взял, подмастерья ему не нужны были. Я у двери потоптался, воздуху набрал побольше, зашел обратно, стал снова канючить, чтобы он меня взял. Он сжалился и все-таки принял. Говорит: «Видишь, там Саня работает, делай как он». Вот и все обучение.
Сан Саныч занимался литьем недрагоценных металлов — это в основном латунь, бронза, всякие декоративные вещи, фигурки. И чтобы быть при деле, с материалом работать, я приходил, помогал, а в свободное время мог сам что-то там поделать. Так и начал.
— А что у тебя происходит сейчас?
— В работе стараюсь перестроиться, чтобы людям было понятнее, что я делаю и как.
Хочется, чтобы ювелирка спокойнее работала, чтобы все было лучше организовано. Хочется больше внимания уделять другим своим интересам — архитектуре, интерьерному дизайну, более крупным объектам, текстам. Все упирается прежде всего в то, что я не занимался своим делом как бизнесом. И вот сейчас мучаюсь с этим. Ну не мучаюсь, но учусь.
— То есть ты сейчас начал осознавать, что твоя работа — это бизнес?
— Да, потому что раньше как будто даже стыдно было им заниматься. Но если я не буду этим делом заниматься как бизнесом, то продуктивность будет меньше. А меня этому никто не учил. Я совсем из другой среды, учили меня совсем другому. Бизнесом в чистом виде, зарабатыванием денег я никогда не интересовался. А сейчас вот приходится.
— А кто тебя учил и чему?
— Ювелирка, скульптура, живопись и архитектура для меня — только поле деятельности. Мои основные интересы — в истории, философии, литературе, поэзии. Если бы не моя любовь к родителям, я бы, наверное, не поступил бы на архитектуру, пошел бы на истфак или философский и занимался бы чем-то другим.
— Родители настояли на архитектуре?
— Не на архитектуре, а на том, что нужно более прикладное и понятное образование, чтобы я с голода не помер и был обеспечен. Я учился в ТГАСУ (Томский государственный архитектурно-строительный университет). В принципе искусство во всех видах мне интересно, поэтому я был не против. Заниматься искусством можно только тогда, когда ты как следует понимаешь или непрестанно разбираешься в человеке, в людях, в том, какими мы были, какими мы стали, почему мы такие теперь.
— Кто для тебя в этом исследовании духовный ориентир?
— Наверное, основные мои ориентиры — это тексты. Сейчас, например, читаю «Идею истории» Коллингвуда, он здорово пишет о методологии истории. Перечитываю и очень люблю Толстого, его текст «Что такое искусство?» — о том, ради чего оно, каким должно быть, — радует меня, потому что во время чтения складывается ощущение, что говоришь с единомышленником. Сейчас еще перечитываю «Мир» замечательного русского философа Бибихина.
— Архитектурное образование помогает воплощать свои идеи?
— Немного. Я огромных вещей все равно не строю. А общие принципы композиции, работы с цветом — не надо учиться пять лет для того, чтобы их освоить, это очень простые вещи. Все решает практика, как и везде. Занимайся, будь внимателен к тому, что ты делаешь, осмысляй, рефлексируй, и будет хорошо тебе. И делай снова, и делай снова. И так в любом деле — и в интеллектуальном, и в духовном.
— Что из того, чем ты сейчас занимаешься, доставляет тебе больше всего радости?
— Общение с людьми. И прямое, личное, и опосредованное — когда что-то ты показываешь, что-то говоришь другим языком, не словом. Это тоже общение, тоже радость.
— А занятие?
— Почти все, что я делаю, мне нравится. Скорее могу сказать, что «не». Не нравится считать, вести учет. Но это пока, я научусь.
— Какой бы ты совет самому себе дал десять лет назад?
— «Будь серьезнее и постояннее в следовании тому, что ты считаешь ценным. И сделай это установкой».