«Я по природе своей обсессивно-компульсивен»: о чем Илон Маск рассказал биографу Уолтеру Айзексону
- В 1999 году Илон Маск основал X.com, одну из первых финансовых компаний, ориентированных на цифровые платежи. Позже X.com трансформировалась в PayPal и произвела революцию в способе осуществления онлайн-транзакций, став одной из ведущих мировых платформ для интернет-банкинга.
- Основанная Маском в 2002 году, SpaceX стала первой частной компанией, которая запустила ракету на орбиту и доставила груз на МКС в 2012 году. SpaceX открыла эру частных космических полетов и сделала космос более доступным благодаря разработке многоразовых ракет.
- В 2012 году Tesla выпустила Model S, которая стала первым серийным электромобилем, получившим широкое признание. Улучшенные батареи и зарядные станции Tesla стали толчком для массового перехода автопроизводителей на электромобили.
- В 2016 году Маск основал Neuralink — компанию, занимающуюся разработкой имплантируемых нейрочипов. Устройство нацелено как на лечение неврологических заболеваний, таких как паралич и потеря зрения, так и на расширение границ возможностей человеческого разума, среди которых возможная конкуренция с искусственным интеллектом.
- В 2022 году Илон Маск купил Twitter за $44 млрд с целью переосмыслить принципы управления социальной сетью и усилить свободу слова на платформе. Приобретение стало одним из самых обсуждаемых событий в мире и привело к кардинальным изменениям в структуре управления компанией и политике модерации контента.
Детские мечты
Первый компьютер у Илона Маска появился в 11 лет. Точнее будет сказать, что в этом возрасте он впервые увидел подобное устройство вживую, на витрине в торговом центре. Денег на новое увлечение от родителей получить не удалось: отец посчитал компьютер очередной бесполезной игрушкой. Самостоятельно скопив необходимую сумму на покупку и освоив бесплатный 60-часовой курс по программированию на языке BASIC, юный авантюрист написал свою первую игру Blastar. Это была простая аркадная игра, вдохновленная классическими космическими шутерами того времени. В Blastar игрок управлял космическим кораблем и сражался с вражескими силами, используя лазеры для уничтожения противников. Игра напоминала другие популярные аркады тех лет, но имела свой собственный стиль и концепцию. После доработки дизайна игры Маск отправил ее код в журнал PC and Office Technology. Это было в 1980-е, когда интернет только начинал развиваться и игровая индустрия находилась в зачаточном состоянии. В результате Маск получил $500 — сумму, которая стала первым заработком на навыках программирования.
Потеря контроля
В 1995 году Илон Маск запустил вместе с братом Кимбалом первый серьезный бизнес. Они создали сервис Zip2 — интерактивную справочную службу с картографической базой данных, которую называют прототипом современных Google Maps. Революционность идеи заключалась в постепенном отходе от использования бумажных справочников и актуализации информации о бизнесах в интернете. В распоряжении Масков оказались маленький офис в Пало-Альто, один компьютер, на котором создавалось программное обеспечение сервиса, и часть капитала родителей.
Поиски инвесторов шли тяжело, до тех пор пока компания Mohr Davidow Ventures не предложила Маскам вложить $3 млн. Вскоре инвесторы решили сместить основателей с управленческих должностей. «Я никогда не хотел быть генеральным директором, <...> но понял, что, не будучи генеральным директором, невозможно полноценно руководить ни технической частью, ни разработкой продукта», — признался Маск в беседе с Уолтером Айзексоном. Быть во главе, иметь возможность контролировать все этапы производства продукта, следить за работой каждого члена команды — это фанатичное желание будет прослеживаться во всех следующих проектах Илона Маска. Терять контроль над делами он больше не захочет.
Стиль управления
В 1999 году у Илона Маска появляется новая идея — создать универсальную платформу для финансовых операций, которая охватывала бы все: от банковских услуг и цифровых покупок до кредитных карт и инвестиций. Проект получил название X.com. Новый бизнес, новая команда и не изменившийся со времен Zip2 стиль управления. Настойчивость, требовательность и порой грубость уже давно стали привычными для коллег и сотрудников Маска. Он мог работать без перерыва по 16–18 часов в сутки, ночевать в офисе под столом, переписывать код в последний момент. «Я по природе своей обсессивно-компульсивен. <...> Мне важно побеждать, причем по-крупному. Одному богу известно почему… Вероятно, виной всему какая-нибудь жуткая психоаналитическая черная дыра или короткое замыкание в нервной системе», — рассказал Илон Маск Уолтеру Айзексону.
От своей команды Маск требовал не меньше. Осенью 1999 года он принял решение запустить X.com в выходные после Дня благодарения. Команда пыталась убедить Маска, что сделать это в такие короткие сроки невозможно, однако его подход был жестким и требовательным. Один из инженеров, ушедший домой в два часа ночи, чтобы провести время с семьей, был вызван в офис в 11 утра. Маск посчитал, что тот не может отдыхать, пока другие работают. В назначенные выходные продукт был представлен публике — сотрудники праздновали успех.
Космическая Одиссея
Интерес к покорению космоса зародился у амбициозного предпринимателя еще в детстве: любимой книгой Илона была «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса. «Из этой книги я вынес, что необходимо расширять границы сознания, чтобы мы лучше формулировали вопросы об ответе, которым является Вселенная», — поделился Маск с Айзексоном. После ухода из PayPal (название компании после слияния X.com и PayPal) долго сидеть без дела Маск не мог.
Уже в 2001 году предприниматель, всегда интересовавшийся космосом, решил начать строить ракеты. В тот же вечер он зашел на сайт NASA в поисках информации о предстоящих экспедициях на Марс, предполагая, что полет на Красную планету — вопрос ближайшего будущего. Маск был удивлен, не обнаружив никаких планов или дат экспедиций. Этот момент стал переломным: если ведущие космические агентства не стремятся к таким целям, значит, нужно создать частную компанию, способную реализовать амбиции по освоению Марса. «Жизнь не сводится к решению проблем. Она дана нам, чтобы стремиться к великим мечтам. И это заставляет нас вставать по утрам», — рассказал Уолтеру Айзексону Маск. Так зародилась идея создания SpaceX — проекта, способного изменить будущее человечества.
Опасность искусственного интеллекта
В 2016 году, размышляя о будущем взаимодействия человека и компьютера, Илон Маск пришел к идее создания Neuralink — компании, разрабатывающей технологию, которая позволит управлять техникой через специальный чип, вживленный в человеческий мозг. Маск увидел в этом не только способ ускорить передачу информации, но и средство защиты от угрозы, которую может представлять для человечества искусственный интеллект. Вдохновленный научной фантастикой, он понял, что такой симбиоз человека и машины может стать ключом к безопасному развитию технологий. «Человеческое сознание <...> — драгоценная искра света во Вселенной, и нельзя допустить, чтобы она погасла», — считает Маск.
Neuralink начал с разработки имплантатов для лечения неврологических заболеваний, управлять устройствами пациенты должны были (и смогли) с помощью мыслей. Так Маск нашел коммерческое применение технологии, изначальная цель создания которой — спасение человечества от угрозы искусственного интеллекта. Подобный прагматичный подход к проектам помогает предпринимателю находить источники финансирования даже для самых грандиозных идей.
В биографии Илона Маска можно встретить еще много нестандартных идей, жестких решений и перспективных проектов.
Подробнее о мыслях самого Илона Маска, его семьи, коллег и друзей читайте в «Яндекс Книгах».
Автор: Полина Белоклокова, обозреватель «Яндекс Книг». Главное фото: Beata Zawrzel / NurPhoto / Getty Images