7 книг, которые наставят вас на визионерский путь
Литературный критик и писательница Мария Лебедева отобрала самый интересный нон-фикшен уходящего года. А именно такие книги, которые взращивают способность делать то, что другие боятся, искать нетривиальные решения и не просто смотреть, а видеть.
Оливия Лэнг. «Сад против времени. В поисках рая для всех»
Перевод Натальи Сорокиной. М.: Ad Marginem, 2024Сразу две заветные мечты — о любви и о собственном саде — воплощаются в жизнь автогероини Оливии Лэнг практически одновременно. И начинается ковидный локдаун. Находя в саду своеобразное убежище, пересаживая, копая и перестраивая, она рассуждает о том, какое место сад имеет в культуре: от Эдема до идеи города-сада. В эту лекцию вперемешку с хозяйственными работами вплетаются истории собственного взросления и размышления, которые то и дело проскальзывают у образованного увлеченного человека (вроде средневековой системы землепользования). К счастью, Лэнг такие моменты всегда поясняет.
Медитативный текст, в котором найдется место для собственной рефлексии читателя, — отличная возможность подумать о неожиданной взаимосвязи разрозненных фактов, из которых и создается история. А еще это поэтичное рассуждение о времени, потому что век у сада одновременно короток и бесконечен. Как и у человека.
Джудит Макрелл. «Флэпперы»
Перевод Юлии Змеевой. М.: «Лайвбук», 2025Готовьтесь: будет неймдроппинг. Шесть женских имен подряд. Все это — героини книги, чьи судьбы во многом пересекались.
Зельда Фицджеральд в двадцатые — уже жена писателя, еще без диагноза «шизофрения». Ее подруга Таллула Бэнкхед, в подростковые годы морившая себя голодом, лишь бы похудеть, блистает на театральных подмостках. Темнокожая Жозефина Бейкер из гетто стремится к тому, чтобы быть известной парижской танцовщицей. Польско-русская художница Тамара Лемпицка, чью жизнь разрушила Октябрьская революция, начинает все с нуля. Англичанка Нэнси Кунард, богатая наследница и поэтесса, решает жить иначе, чем видится правильным ее семье. Леди Диана Купер осваивает профессию актрисы, считавшуюся еще совсем недавно позорной для ее круга, чтобы своим заработком помочь мужу. Путь этих шестерых знаменовал эпоху глобальных перемен. Флэпперы — те, кто осмелился жить так, как считает нужным. Просто для себя. А в итоге поменяли реальность.
Наталия Лебина. «Хрущевка»
М.: «Новое литературное обозрение», 2024Это история прежде всего о том, как советский человек адаптировался к новым условиям жизни. Важным при этом становится не только собственно архитектура советских домов, процесс получения жилья и особенности интерьеров, но и юмор того времени: материалы сатирического журнала «Крокодил», анекдоты, шутки про кукурузу. При этом возникает ощущение, будто тебе выдают не просто древний мем за новый образчик юмора, а полное, плавное погружение в эпоху.
Увлекательное, многоплановое исследование, где читатель становится непосредственным его участником, вовлекаясь в процесс изучения. К чему это мы? К тому, что умение заинтересовать другого и обрести в нем единомышленника — важное визионерское качество.
Евгений Слесарь. «Советский праздник: театрализация мифа»
М.: Издательская программа Музея современного искусства «Гараж», 2024Реплики про вкусное мороженое, правильные добрые фильмы, самую читающую страну и прочие стереотипы о жизни в СССР живы до сих пор. Евгений Слесарь не собирается их развенчивать. Он говорит о другом грандиозном мифе — том, что укреплялся в риторике советского праздника. Образе самой сильной, плодородной и счастливой страны в мире. Рассказывая о самоходных тортах на марше товаров народного потребления, о выкатывавшейся на сцену тачанке с актером в роли Чапаева, о Деде Морозе с отчетом об успехе колхоза, автор показывает, как эти фрагменты собирались в единый пазл. Как старые обряды заменялись новыми и зачем это было нужно? Какие фольклорные и религиозные корни у советского спектакля о русской березке и ее друзьях? Почему на карнавале в честь 50-летия Октября у анархистов клоунские наряды, а капиталист и вовсе убогий?
Внушительное исследование стало интересной книгой, позволяющей увидеть цельную картину культуры того времени. И теперь это можно узнать, принять, переосмыслить — короче говоря, увидеть совсем под другим углом… А бледного пухленького капиталиста с эскиза, сиротливо прижавшего к груди ананас, может быть, и пожалеть.
«Конец моды. Одежда и костюм в эпоху глобализации»
Коллектив авторов под редакцией Адама Гечи и Вики Караминас. Перевод Татьяны Пирусской. М.: «Новое литературное обозрение, 2024. 3-е изданиеСмерть какого-либо явления вдохновляет. Именно это провозглашают авторы сборника. Так что «Конец моды» — никак не эпитафия, а гимн перерождению. Старые парадигмы изжили себя, новые формируются — и то, как это происходит, позволяет судить не только о моде, но и о мире в целом. Коллектив теоретиков и историков моды собрался, чтобы показать, как изменилась индустрия в последние годы. Изменения эти произошли по самым разным причинам: например, как следствие взаимовлияния моды и искусства, цифровых технологий, экономики. Или, скажем, из-за 3D-печати, блогеров или ретуши. Какой станет мода будущего, как это будущее создается уже сейчас — поистине визионерский сборник предлагает подумать над этим.
Джейми Крейнер. «Блуждающий разум: Как средневековые монахи учат нас концентрации внимания, сосредоточенности и усидчивости»
М.: «КоЛибри, 2024В истории монашества то и дело попадаются удивительные случаи сверхконцентрации. Казалось, монахов было невозможно отвлечь от молитвы — рядом могли ползать змеи, простираться пейзажи удивительной красоты. К тому же, если ориентироваться на жития, можно утверждать, что даже специально обученные бесы не могли помешать монашеским мыслям. Известного монаха, отца-пустынника Пахомия Великого целое полчище бесов то пыталось рассмешить, вытворяя пантомимы на свой бесовский вкус (считалось, что верный способ развеселить монаха — связать веревками листок с дерева и делать вид, будто его тяжело поднять), то превращалось в обнаженную деву, пытаясь вызвать похоть.
И современные люди, и средневековые монахи наследуют одни и те же нейрологические механизмы, поэтому то, что помогало тогда, сработает и сейчас. Джейми Крейнер, обращаясь к истории, скорее, не учит, а утешает: человечество вовсе не тупеет, и многие проблемы, в которых винят интернет и смартфоны, существовали за многие века до их изобретения. А подмечать в прошлом то, что помогает осмыслить будущее, — это ли не важное умение для нетривиального взгляда на мир?
Катрин Орнё. «Абсолютно Chanel. История Дома моды Коко Шанель»
М.: «КоЛибри», 2024«Мода выходит из моды, стиль — никогда», — заявляла Габриэль Шанель, она же Коко. Поэтому книга о Chanel — это история выстраивания уникальной идентичности, которая одновременно и вдохновляет, и позволяет узнать конкретные инструменты для ее (идентичности) создания. Полная авторизованная (то есть написанная с разрешения правообладателей) летопись модного дома включает и рекламные кампании, и небольшой экскурс в моду 1920-х и 1930-х (чтобы понимать, где начинается новаторство бренда), и эскизы самой Коко Шанель. От косметики до модных коллекций и ювелирных украшений. А еще эта книга повествует о создании символов дома Chanel, будь то две переплетенные буквы «С», двухцветная обувь или легендарный флакон духов Chanel №5.
Автор: Мария Лебедева