Ночь в музее: 5 аутентичных дизайн-отелей

Эстетика Русского Севера и атмосфера старого поместья, предметы старины и антикварные вещи — эксперт в области дизайна, искусствовед, эксперт проекта «РБК Визионеры» Маргарита Морозова рассказала о мини-отелях с уникальным дизайном, которые все чаще открываются в небольших городах.

O'27 Silvuplé, Ростов Великий

Малая гостиная O’27 Silvuplé
Фото: Натали Герц

Владельцы гостевого дома O’27 Silvuplé в Ростове Великом Светлана и ­Сергей Бушмариновы предлагают гостям пожить в провинциальном купеческом особняке XIX века. Дом на Окружной, 27 (отсюда и название отеля) чета Бушмариновых приобрела в 2010 году, после 11 лет реставрации супруги решили сделать из него мини-гостиницу и вернуть ему былую славу. В XX веке особняк был настоящим культурным центром Ростова Великого: здесь собирались видные деятели искусства и даже снимали художественный фильм «Анна на шее» с Александром Вертинским. Все благодаря Ростиславу Галицкому, потомку первых владельцев дома, купцов Галицких, известному советскому художнику, который тут родился и жил.

Двор гостевого дома O’27 Silvuplé
Фото: Натали Герц
Интерьер номера O’27 Silvuplé
Фото: Натали Герц
Интерьер номера O’27 Silvuplé
Фото: Натали Герц

В советское время здесь, как водится, располагалась коммунальная квартира, после чего здание пришло в плачевное состояние: полы и потолок в одной из комнат провалились, старинная обстановка и интерьеры не сохранились. В ходе реконструкции хозяева дома сохранили его планировку и детали интерьеров, восстановили главную изразцовую печь и добавили камин в нижней гостиной зоне, использовали исторические материалы, мебель и многое другое, чтобы передать атмосферу конца XIX — начала XX века. Многие старинные предметы обстановки привезли из Франции — вполне в духе того времени.

В доме десять комнат разной площади с индивидуальным дизайном, названных по рисунку занавесок или обоев Уильяма Морриса: «Зайцы», «Маргаритки», «Жимолость», «Дельфиниум», «Гранат», «Хризантемы»… В некоторых сохранился наборный деревянный потолок, а на месте изразцовых печей сделали ванные комнаты. Владельцы обставляли дом, который в итоге стал отелем, как семейное гнездо, подбирая всю мебель, посуду и текстиль на свой вкус.

Скорняково-Архангельское, Липецкая область

Гостиная в доме с мезонином усадебного комплекса Скорняково-Архангельское
Фото: Дмитрий Арнаутов

Скорняково-Архангельское — бережно восстанавливаемое финансистом и меценатом Алексеем Шкрапкиным старинное имение в Липецкой области, недалеко от купеческого Ельца. История возрождения дворянской усадьбы на живописном берегу Дона началась с детской мечты нынешнего владельца. В детстве Алексей гостил у бабушки в селе Донское. Глядя на разрушенную церковь Михаила Архангела на холме, он решил, что, когда вырастет, постарается ее восстановить. Что и сделал. За церковью, как позже выяснилось, когда-то была усадьба с богатой историей, неразрывно связанной с царским домом Романовых.

Красная гостиная в бывшем барском доме
Фото: Алексей Монаенков
Коридор в доме с мезонином усадебного комплекса Скорняково-Архангельское
Фото: Дмитрий Арнаутов

Восстановление усадебного комплекса оказалось делом долгим — тянется уже около 15 лет — и обстоятельным. Концепцию заказали у французского бюро Lafourcade Architecture, специализирующегося на реставрации и адаптации исторических построек под современные нужды. Французы предложили сделать из усадьбы культурно-образовательный и туристический кластер, объединяющий храм, гостиницу, ресторан и концертный зал. Здание бывшей ткацкой фабрики, где еще недавно располагалась автомастерская, стало ресторацией русско-французской кухни «Бальмонтъ», предлагающей гастрономическое путешествие в Россию Серебряного века. 

Старые здания усадьбы — школа и склад — превратились в атмосферные гостиничные номера. Самым эффектным стал флигель господского дома, наполненный антиквариатом. Сейчас заканчивается трансформация в гостиничный корпус здания бывшего скотного двора, построенного в форме каре из живописного песчаника: в лобби с гигантским камином и старинными люстрами чувствуется дыхание новой жизни старого поместья.

«Конь в пальто», Переславль-Залесский

Детали интерьера в гостиничной части «Постой» музея «Конь в пальто»
Фото: Валерия Воробьева

«Конь в пальто» — уникальное место в исторической части Переславля на улице Конной (отсюда и название), сочетающее в себе музей и гостевой дом («Постой»). Основатель и автор проекта — Глеб Городянкин — выступил архитектором, дизайнером и прорабом в одном лице.

Проект «Конь в пальто» начался с музея русского крестьянского быта. Основой экспозиции послужила личная коллекция старинных предметов Русского Севера, а также Ярославской и Костромской областей, принадлежащая Глебу и его супруге Ольге. Переславль — обязательный пункт на маршруте туристов, которые собираются на Русский Север, поэтому музей был задуман как короткая презентация разных направлений крестьянского наивного искусства: от текстиля до керамики. 

«Постой» продолжает тематику музея: первые четыре комнаты, которые открылись для гостей в 2023 году, получили названия «Керамика», «Текстиль», «Металл» и «Дерево». Сейчас идет работа над еще тремя номерами.

Комната «Керамика» в гостиничной части «Постой» музея «Конь в пальто»
Фото: Валерия Воробьева
Детали интерьера номера «Дерево» в гостиничной части «Постой» музея «Конь в пальто»
Фото: Валерия Воробьева
Детали интерьера номера «Дерево» в гостиничной части «Постой» музея «Конь в пальто»
Фото: Валерия Воробьева

Дом, где находятся музей и гостиница, своим фасадом полностью повторяет каменные постройки на Руси XVII века. Он выполнен из реставрационного кирпича и украшен резьбой по камню и дереву. Здание построено с нуля по историческим образцам настолько правдоподобно, что трудно поверить в то, что это современный дом. Проектируя его, Глеб постарался взять лучшее от русской архитектуры, дополнил ее современными коммуникациями и другими элементами комфорта.

Центральная часть «Постоя» — холл со старинной литой лестницей, камином и высоким потолком. Внимание здесь приковывает охлупень, или конек, — старинное украшение крыши крестьянской избы, распространенное в Архангельской области до начала ХХ века. Именно в этом холле сервируются завтраки, а вечером гости могут отдохнуть у камина с бокалом вина.

«Конь в пальто» предлагает гостям уникальное размещение в окружении старинных предметов, некоторым из них 200 и более лет. В каждой комнате — экспонаты в свободном доступе и в мини-витринах, некоторые вписаны в интерьер так, что вы вряд ли догадаетесь, где тут старое, а где новое.

«Трикотажка Дом», Сергиев Посад

Номер «Плюш» в мини-отеле «Трикотажка Дом»
Фото: Павел Смирнов

Мини-отель «Трикотажка Дом», открывшийся в центре Сергиева Посада в 2020 году, занимает здание бывшей трикотажной фаб­рики имени Розы Люксембург, которая почти 100 лет снабжала страну текстилем. Помимо отеля, создатели проекта «Трикотажка Project» развивают арт-пространство с постоянно меняющимися выставками и организуют уличные фестивали (субботники, ярмарки, мастер-классы, дегустации). В «Трикотажка Place» есть свой кинозал (здесь также проводят лекции и дают спектакли), кофейня, коворкинг и магазин локальных брендов, а также пространство под аренду и мероприятия. Еще один проект команды —  площадка для художественных мастерских «Трикотажка Цех».

Поначалу создатели проекта планировали проводить в «Трикотажке» творческие резиденции, и мини-гостиница задумывалась для размещения художников, но благодаря инициативе команды в городе увеличился поток обычных туристов из самых разных стран, и «Трикотажка» стала местом притяжения не только творческой публики. Теперь тут можно встретить даже гостей из Эмиратов.

Номер «Жаккард» в мини-отеле «Трикотажка Дом»
Фото: Павел Смирнов
Номер «Холст» в мини-отеле «Трикотажка Дом»
Фото: Павел Смирнов

«Трикотажка Дом» — небольшая уютная гостиница с просторным холлом для общих завтраков и дружеских посиделок, кухней и залом для йоги. Шесть семейных номеров выполнены по проектам шести авторов. В поддержку общей идеи номера носят названия видов трикотажного полотна. Номер «Ажур», пожалуй, самый близкий к идее трикотажа. Его автор Анна Пысина сама изготовила все элементы декора для комнаты. Номер «Плюш» оформил московский архитектор Александр Щербаков. Он переосмыслил визуальный язык постмодернизма, соединив его с дореволюционным духом здания. В «Фильдеперсе» представлены работы разных мастеров Сергиева Посада, и в этом отражается любовь автора концепции интерьера и сооснователя «Трикотажка Project» Анны Зайкиной к народным ремеслам. 

Автор самого экспрессивного номера «Жаккард» — Виталий Жуйков, основатель бренда Made in August. Дизайнер решил поработать с цветом, а его деревянные изделия стали частью интерьера. Еще есть номера «Велюр» и «Джерси», а также десять комфортных капсул с общей душевой зоной. Для продолжительного проживания (как раз для художников) предусмотрены  двухуровневые студии «Холст» и «Полотно».

VologDom, Вологда

Апартаменты VologDom в центре Вологды
Фото: Алексей Нечаев

Апартаменты VologDom — проект Дмитрия и Анастасии Беляевых. Дмитрий — художник, резчик по дереву, создатель бренда Wooden Artefact, который известен деревянными фигурками коников, берегинь и птиц. Они как будто сделаны еще прадедом и потемнели от времени. Супруга Дмитрия Анастасия управляет дизайнерскими апартаментами, которые они сдают в родной Вологде. Беляевы много путешествовали по Карелии, ездили на Онежское озеро, перенимали увиденное. Эстетика Русского Севера стала отправной точкой не только для бренда Дмитрия, но и для интерьерного дизайна.

Кухня в апартаментах VologDom
Фото: Дмитрий Беляев
Апартаменты VologDom в центре Вологды
Фото: Алексей Нечаев

Апартаменты VologDom находятся в разных районах Вологды, но все их объединяет одно — симбиоз комфорта городской жизни и эстетики вологодской деревни. В оформлении предельно минималистичных интерьеров используются предметы старины с восстановленными росписями, деревянная мебель, аутентичная домашняя утварь и декор. Пол Дмитрий строгал и вощил вручную, и он получился ровно такой, каким был в северном деревенском доме. Какие-то вещи куплены у антикваров — например, большое деревянное панно в спальне, напоминающее то ли доску для стирки, то ли старинный рубель (доска с желобами для разглаживания белья). Однако создатели VologDom не забывают про современность: каждая квартира оборудована всем необходимым, чтобы гости могли оставаться здесь как можно дольше. Цветовую гамму в обеих квартирах диктовали старинные деревенские филёнки — части кухонных шкафчиков, которые хозяева с особой тщательностью выбирали в антикварных лавках среди того немногого, что уцелело. Цвета этих редких филёнок приглушенные — голубые, бордовые, оранжевые. Шторы, покрывала, постельное белье, декоративные подушки должны были вторить этой палитре.

Во время ремонтов Анастасия Беляева так увлеклась темой интерьеров, что пару лет назад окончила Международную школу дизайна и решила стать профессиональным дизайнером. В этом году чета Беляевых открыла еще одну, уже третью квартиру в Вологде.

Автор: Маргарита Морозова

Читайте также:
«Виртуальное сольется с реальным»: прогнозы главы Nvidia Дженсена Хуанга
«Герань — некрасиво, „Баленсиага“ — красиво» — Александр Снегирёв об оптике красоты
«И немедленно обнял». О Дмитрие Брусникине